Как зарегистрировать право собственности на жилой дом?

Право собственности на жилой дом подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (п. 1 ст. 131 ГК РФ; ч. 4 ст. 1 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Общий порядок регистрации права собственности на жилой дом

Для регистрации права собственности на жилой дом рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте необходимые документы

Для государственной регистрации права собственности вам потребуются следующие документы (п. 2 ст. 37, ст. 273 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ; п. 1 ст. 34, п. 3 ст. 35 СК РФ; ч. 1, 2 ст. 14, ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 54 Закона N 218-ФЗ):

  1. заявление о регистрации права собственности;
  2. правоустанавливающие документы на жилой дом. В зависимости от ситуации такими документами могут являться:
    – договор (купли-продажи, дарения, ренты и др.). Если сделка совершена в простой письменной форме, то представляются не менее чем два экземпляра-подлинника. При этом сделки по отчуждению жилого дома, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, а также сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на жилой дом подлежат обязательному нотариальному удостоверению;
    – свидетельство о праве на наследство;
    – вступившее в законную силу решение суда;
    – иные документы, подтверждающие право собственности;
  3. нотариально заверенное согласие супруга на отчуждение жилого дома (если регистрация права собственности будет осуществляться на основании сделки по отчуждению и дом является совместно нажитым имуществом);
  4. разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом несовершеннолетнего лица и лица, признанного судом недееспособным;
  5. правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный под жилым домом (в случае регистрации права собственности на основании сделки по отчуждению жилого дома);
  6. иные документы в зависимости от конкретной ситуации.

Если ранее не осуществлялся государственный кадастровый учет жилого дома, потребуется также подготовленный кадастровым инженером в форме электронного документа технический план, который может быть помещен им на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав (п. 7 ч. 2 ст. 14, ст. 24 Закона N 218-ФЗ; ст. ст. 20, 37 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Справка. Размер госпошлины

За регистрацию права собственности на жилой дом госпошлина уплачивается в размере 2 000 руб. Если жилой дом приобретается в долевую собственность на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 2 000 руб., умноженных на размер доли в праве собственности. При госрегистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с регистрацией права на жилой дом (например, при наследовании) и осуществляемой по желанию собственника, госпошлина уплачивается каждым из сособственников в размере 2 000 руб.

При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (п. 2 ст. 333.18, пп. 22 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ; Письмо ФНП от 19.09.2016 N 3329/03-16-3).

Шаг 2. Обратитесь за регистрацией права собственности на жилой дом

Если основанием для регистрации права собственности на жилой дом является сделка по отчуждению, удостоверенная нотариально начиная с 01.02.2019, либо выданное с указанной даты свидетельство о праве на наследство или свидетельство о праве на долю в общем имуществе пережившего супруга, то заявление о регистрации права собственности и прилагаемые к нему документы обязан представить в Росреестр нотариус.

В остальных случаях, а также если вы возражаете против подачи нотариусом заявления на основании удостоверенной им сделки, вы можете самостоятельно представить документы на регистрацию (ч. 2 ст. 55, ч. 3 ст. 72, ч. 3 ст. 73, ч. 4 ст. 75 Основ законодательства РФ о нотариате; ч. 3 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 338-ФЗ).

Заявление о регистрации и документы вы можете представить одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ):

– лично (либо через представителя по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра, а также уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме.

Примечание. В г. Москве прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме экстерриториального приема;

  • посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, в том числе через Интернет посредством Единого портала госуслуг и сайта Росреестра.

При отправке документов по почте подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, сделка с жилым помещением должна быть нотариально удостоверена, к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность (паспорт), а также нотариально удостоверенная доверенность, если сделка была совершена представителем (ч. 12 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

При представлении документов лично необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт) (ч. 8, 15 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; абз. 2 п. 3 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883).

Вам должна быть выдана (отправлена) расписка (уведомление) в получении документов (ч. 17 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017).

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).

О ходе оказания услуги (например, поступление информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).

Шаг 3. Получите выписку из ЕГРН

Срок государственной регистрации не должен превышать семь рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов Росреестром (девять рабочих дней – если документы подаются через МФЦ). Если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенных документов, ее срок составляет три рабочих дня, в случае поступления документов в электронной форме – один рабочий день, при обращении через МФЦ – пять рабочих дней (п. п. 1, 2, 9, 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ).

Если одновременно с регистрацией осуществляется государственный кадастровый учет, срок составит 10 рабочих дней с даты приема заявления и документов Росреестром (12 рабочих дней – если документы подаются через МФЦ) (п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ).

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

Особенности регистрации права собственности на построенный жилой дом

Строительство жилых домов (объектов ИЖС) осуществляется по согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство (далее – уполномоченный орган) (п. 39 ст. 1, ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ).

Государственный кадастровый учет и регистрация права собственности на такой жилой дом осуществляются по заявлению уполномоченного органа.

Для этого не позднее месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС необходимо направить в указанный орган (ч. 1.2 ст. 19 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ):

  • уведомление об окончании строительства;
  • технический план;
  • заключенное между правообладателями земельного участка, на котором расположен жилой дом, соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный дом (в случае, если указанный земельный участок принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора).

Представить документы в уполномоченный орган можно одним из следующих способов (ч. 16 ст. 55 ГрК РФ):

  • посредством личного обращения в уполномоченный орган, в том числе через МФЦ;
  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • через Единый портал госуслуг.

В течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления и необходимых документов уполномоченный орган проведет проверку жилого дома на соответствие требованиям законодательства и, если объект будет признан соответствующим требованиям законодательства, направит в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав вместе с прилагаемыми документами, о чем вам будут направлены соответствующие уведомления (ч. 1.2 ст. 19 Закона N 218-ФЗ; ч. 19 ст. 55 ГрК РФ).

В случае ненаправления уполномоченным органом в установленный срок заявления и документов в орган регистрации прав вы можете направить указанное заявление самостоятельно. При этом необходимые документы будут запрошены органом регистрации прав у уполномоченного органа (ч. 1.2 ст. 19 Закона N 218-ФЗ).

За государственную регистрацию права собственности на объект ИЖС необходимо уплатить госпошлину. Сведения об уплате госпошлины необходимо указать в уведомлении об окончании строительства (ст. 17, ч. 7 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ).

Справка. Размер госпошлины

Госпошлина за регистрацию права собственности на объект ИЖС, расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, уплачивается в размере 350 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (пп. 24 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).