Как составить заявление (жалобу) в прокуратуру?

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1 ст. 10 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Для составления заявления (жалобы) в прокуратуру рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, имеются ли основания для обращения в прокуратуру с заявлением (жалобой)

Заявление в органы прокуратуры подается, если вы (пп. 3 п. 1.9 Инструкции, утв. Приказом от 30.01.2013 N 45):

  • просите о содействии в реализации ваших прав и свобод или прав и свобод других лиц;
  • сообщаете о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;
  • сообщаете о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • критикуете деятельность указанных органов и должностных лиц.

При этом прокуроры не разрешают сообщения о преступлениях. В случае их поступления в органы прокуратуры такие сообщения передаются в орган, уполномоченный их рассматривать (п. 1.2 Приказа от 27.12.2007 N 212).

Жалоба в органы прокуратуры подается, если вы обращаетесь с просьбой о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод или законных интересов ваших либо других лиц (пп. 4 п. 1.9 Инструкции).

Так, обращение в прокуратуру может быть связано с нарушением жилищных прав граждан (например, вызванным ненадлежащими действиями управляющей компании), трудовых прав (например, задержкой выплаты заработной платы), незаконным отказом в приеме в детский сад и т.д.

Шаг 2. Составьте заявление (жалобу)

Заявление (жалоба) могут быть изложены в письменной, устной форме или в форме электронного документа (пп. 1 п. 1.9 Инструкции).

В письменном заявлении (жалобе) необходимо указать (п. 2.8 Инструкции):

  1. наименование органа прокуратуры, куда подается заявление, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или его должность;
  2. ваши фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);
  3. ваш почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  4. суть вопроса, а также сведения, достаточные для разрешения обращения;
  5. вашу личную подпись;
  6. дату обращения.

Заявление (жалоба), поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать ваши фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

В заявлении (жалобе) следует подробно изложить суть вопроса, а также обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения обращения.

Обратите внимание!

В случае отсутствия в заявлении (жалобе) фамилии или адреса заявителя, невозможности прочтения обращения, а также определения его сути ответ на обращение не дается (п. п. 2.8, 2.9, 2.11 Инструкции).

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы и материалы

В случае необходимости в подтверждение своих доводов приложите к письменному заявлению (жалобе) документы и материалы либо их копии (абз. 2 п. 2.8 Инструкции).

Например, в случае нарушения права на своевременную и в полном объеме выплату зарплаты следует приложить копию трудового договора, а также доказательства невыплаты зарплаты, если они имеются.

При направлении заявления (жалобы) в виде электронного документа приложения направляются в электронной форме (абз. 3 п. 2.8 Инструкции).

Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути обращения (п. 2.9 Инструкции).

Заявление (жалобу) и необходимые документы можно направить в органы прокуратуры почтовым отправлением, телеграфом, с помощью факсимильной связи или информационных систем общего пользования (официального сайта), а также путем подачи на личном приеме (п. 2.1 Инструкции).

(наименование органа прокуратуры)
____________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
адрес: _____________________________________

от _________________________________________
(Ф.И.О. или наименование заявителя)
адрес: ____________________________________,
телефон: _____________, факс: _____________,
адрес электронной почты: ___________________

Жалоба в прокуратуру
(общая форма)

“___”________ ____ г. при следующих обстоятельствах: __________________ в отношении _________________ (наименование или Ф.И.О.) было принято Решение N ___  (или: совершены действия/допущено бездействие), а именно: _________________ (существо принятого решения/совершенного действия/допущенного бездействия), что подтверждается_________________________________.
Заявитель считает Решение от “___”________ ____г. N ___ (или: действия/ бездействие) незаконным, поскольку оно противоречит (указать нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы заявителя, а именно:______________________, что подтверждается _______________________________________________________.
Требования заявителя, основанные на __________________________________, (указать ссылку на нормативный правовой акт) со стороны _____________________________ (наименование или Ф.И.О. )добровольно удовлетворены не были, что подтверждается _________________.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах  принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 10, 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, прошу:

принять предусмотренные законодательством меры реагирования с целью восстановления (или: защиты) нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя (или: прав, свобод и законных интересов _________________________________________(перечень лиц)).

Приложение:
1. Документы, подтверждающие незаконность принятого Решения (или: действий, бездействия).
2. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов заявителя.
3. Доверенность представителя от “___”________ ____ г. N ___ (если жалоба подписывается представителем заявителя).
4. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба.

“___”________ ____г.

Заявитель (представитель):
___________________
(подпись)