Что такое реорганизация предприятия и как её провести
Когда открывается новое предприятие, его создатели, прежде всего, ориентируются на текущую экономическую обстановку, которая дает благоприятную возможность для развития того или иного вида бизнеса. Однако появление новых законопроектов, непредвиденные финансовые кризисы, выход на рынок принципиально новых продуктов, усиление конкуренции и прочие обстоятельства способны оказать сильное воздействие на рыночную ситуацию, сделав ее неблагоприятной для ряда коммерческих фирм. Естественно, что предпринимателям в подобных случаях приходится принимать какие-то меры, чтобы выжить и иметь возможность дальше развивать свое дело. Одной из таких весьма эффективных мер, позволяющих компании адаптироваться к новым условиям рынка, является реорганизация предприятия. В свой практике в городе Москве, наши адвокаты осуществляют все виды реорганизации предприятий. Процесс сложный и требующий основательных юридических знаний.
Под реорганизацией подразумевается изменение правового статуса фирмы посредством правопреемства, влекущее за собой либо полное прекращение существования конкретных юридических лиц и/или создание новых юридических лиц. Данная процедура может быть проведена добровольно либо принудительно, в зависимости от того, кто выступает в роли ее инициатора. Если реорганизация предприятия осуществляется в результате принятия соответствующего решения учредителями (или участниками) компании, то она считается добровольной, но если она проводится по решению специально уполномоченных госорганов или суда, то тогда говорят, что компания реорганизуется в принудительном порядке.
Всего законом предусмотрено пять способов, которыми можно реорганизовать юридическое лицо:
- Слияние — фирма объединяется вместе с другой компанией (или несколькими компаниями) и образуется совершенно новое предприятие, являющееся полным правопреемником всех входящих в него обществ. (Схематическая формула: A + B = C)
- Присоединение — фирма становится частью другой компании, передав ей все свои обязанности и права, и прекратив при этом свое самостоятельное существование. (А + В = В)
- Разделение — фирма дробится на несколько новых, полностью самостоятельных юрлиц, каждому из которых переходит какая-то определенная часть прав и обязанностей материнской компании. (А = В и С)
- Выделение — отделение от фирмы новой компании, которой передается только некоторая часть прав. (А = А и В)
- Преобразование — смена организационно-правовой формы фирмы (например, ЗАО становится ОАО).
Следует знать, что вся процедура реорганизации от начала и до самого конца должна проводиться по определенному алгоритму, нарушение которого недопустимо. Порядок действий следующий:
- Принятие решения о необходимости проведения реорганизации.
- Уведомление об этом соответствующих государственных структур.
- Уведомление кредиторов компании в соответствии с установленными законодательством сроками.
- Проведение инвентаризации всех имеющихся у предприятия обязательств и активов.
- Подготовка разделительного баланса (передаточного акта), а также новых учредительных документов.
- Внесение изменений в учредительные документы или регистрация новых юридических лиц (в зависимости от выбранного способа реорганизации).
- Переоформление банковских счетов, кадровых документов, учетных данных в реестрах государственных органов, а также замена (или изготовление) печати.
Данный алгоритм может показаться простым для выполнения, реализовать его на практике довольно трудно, поскольку на каждом этапе существует очень много подводных камней, способных застопорить весь процесс в самый неожиданный момент. Для успешного разрешения возникающих проблем необходимо хорошее знание существующей нормативно-правовой базы и наличие определенного опыта в общении с работниками госаппарата. В противном случае реорганизация предприятия затянется надолго и потребуются значительные финансовые затраты, чтобы довести процесс до конца. Поэтому настоятельно не рекомендуется заниматься этими делами самостоятельно без привлечения профессионального юриста. Грамотная юридическая помощь адвокатов позволит не только быстро справиться со всеми непредвиденными осложнениями, но также окажется весьма кстати при оформлении необходимых документов.