Если завтра банкрот

Для признания гражданина несостоятельным он должен представить исчерпывающую информацию о своем имуществе

1 октября вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты в части регулирования реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника. Законодательство дает право гражданам объявлять себя банкротами, а также определяет условия и порядок признания граждан несостоятельными. Очевидно, что в текущей экономической ситуации вопрос весьма актуален. Несмотря на более чем 10-летнюю историю Закона о банкротстве, детальная проработка механизмов потребительского банкротства и даже концептуальных вопросов, с ним связанных, идет полным ходом и сегодня.

Минюст России зарегистрировал разработанные Минэкономразвития формы (Приказ Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530), по которым должник будет представлять сведения о долгах и имуществе. Казалось бы, эти документы носят технический характер. Однако вкупе с требованиями закона об объеме сведений, который должник-гражданин обязан представить о себе, можно видеть принципиальное отличие процедур банкротства граждан от процедур банкротства юридических лиц.

При банкротстве организаций сведения, необходимые для проведения анализа финансового состояния и определения перспектив восстановления платежеспособности, должник обязан представить временному управляющему в ходе процедуры банкротства. Гражданин-должник, напротив, всю информацию о себе должен представить до начала процедуры. Объем требуемой от гражданина информации даже больше, чем от должника-организации. Например, закон требует представления справки из банка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и об остатках денежных средств на счетах, во вкладах, выписок по операциям на счетах, по вкладам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банках за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за такой же срок.

Это и многое другое в законе демонстрирует, что гражданин должен раскрыться, достоверно и полностью показать свое имущественное положение и предшествующую банкротству экономическую историю. Сокрытие сведений о себе имеет для должника вполне определенные негативные последствия: если гражданин не представил необходимые или представил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина, то освобождения его от долгов не наступит.

В большинстве случаев собирать и готовить документы потенциальному банкроту придется самостоятельно. Перечень обязательных для представления в суд документов и сведений, определенный законодателем (ст. 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») и регулирующим органом (Приказ Минэкономразвития N 530), весьма большой и, очевидно, потребует не только существенных временных затрат, но еще и осмысления, где и какую информацию получать. Где, например, получить выписки за последние три года по счету, открытому в банке, которого уже нет? Или где найти копию соглашения о разделе имущества, если оригинал остался у бывшего супруга, с которым нет никакой связи, а у какого нотариуса соглашение удостоверялось, гражданин не помнит.

Представляется, что неподготовленному гражданину будет не просто справиться с такой задачей. Еще и на запрос о предоставлении документа ответа можно ждать до месяца. Не все вопросы, к сожалению, можно решить через портал госуслуг. Наверное, если решение о подаче заявления о признании банкротом принципиально принято, начинать собирать документы можно уже сейчас. В связи с этим приходится констатировать, что рынок услуг по содействию гражданину в сборе необходимых документов и обращению с заявлением о банкротстве еще практически отсутствует, а потребность в этом достаточно велика. Судя по всему, первое время, если не принимать во внимание дорогих адвокатов, несведущим в бумажных делах должникам придется рассчитывать лишь на единичные программы юридической помощи.

За последний год мнение законодателя о том, какими судами должны рассматриваться дела о банкротстве граждан, менялось трижды. Изначально дела этой категории приписывались арбитражным судам, имеющим соответствующий опыт. Затем в законопроект были внесены поправки о передаче этих дел в суды общей юрисдикции по мотивам территориальной доступности таких судов. Затем законодатель, видимо, ввиду осознавания специфичности вопросов банкротства, в начале июня этого года внес в закон поправки, возвращающие дела о банкротстве граждан в систему арбитражных судов. С этим можно поспорить. Например, в США судов, рассматривающих такие дела, еще меньше, чем арбитражных судов у нас, а судей, рассматривающих дела о банкротстве граждан, и того меньше.

И вот, наконец, в июле мы видим законопроект, выделяющий из дела о банкротстве существенное число вопросов об общем имуществе супругов и даже о подозрительных сделках в суды общей юрисдикции, видимо, для защиты иждивенцев и сособственников банкрота от дополнительных судебных издержек, связанных с малочисленностью арбитражных судов.

Вопрос об имуществе гражданина, признаваемого несостоятельным, остается чрезвычайно важным как для подготовки к процессу банкротства, так и для самой процедуры. Как арбитражному управляющему точно определить, какое имущество должника может и должно быть включено в конкурсную массу, а какое нет? Какое имущество является собственностью исключительно должника, а какое — общим и совместно нажитым? По смыслу принятых изменений в конкурсную массу включается все имущество должника (за исключениями, установленными ст. 446 ГПК РФ) и имущество, составляющее его долю в общем имуществе, включая и совместно нажитое супругами, в том числе бывшими. Относительно совместного имущества супругов ясно, поскольку есть оговорка: «с последующей, после его реализации, выплатой супругу (или бывшему супругу) соответствующей доли». Вроде понятно и достаточно конкретно. Однако, на наш взгляд, не все: в этой общей собственности супругов еще могут присутствовать доли и (или) интересы остальных членов семьи, например детей или других иждивенцев. Относительно доли общего имущества (которое может быть в общей собственности с третьими лицами) закон умалчивает. А как быть с условием, согласно которому с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично? Получается, что второй супруг (или еще кто-то), имеющий долю в имуществе, включенном в конкурсную массу, ограничен в праве самостоятельно распорядиться ею.

Кроме этого, такое условие не совсем коррелирует с Семейным кодексом РФ, которым устанавливается, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга, а при его недостаточности кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Согласно законодательству такое требование кредитора рассматривается судом.

В подтверждение существования этой проблемы лишь в июле текущего года депутаты Плигин и Поневежский внесли проект по изменению законодательства о банкротстве. Авторы предполагают установить в том числе порядок раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов. Рассмотрение вопросов о разделе совместного имущества супругов предполагается передать судам общей юрисдикции. По сути, в такой ситуации возникает предмет самостоятельного иска, решение по которому снимет многие спорные вопросы между участниками дела о банкротстве. Однако возникает другой вопрос: как еще один процесс повлияет на процессуальные сроки, установленные законодательством о банкротстве? Или гражданин должен сначала разделить общее имущество и только после этого подавать заявление о признании несостоятельным?