ФМС России: Об изменениях в Правила регистрации и снятия с регистрационного учета
Правительством РФ принято постановление 11 ноября 2011 г. № 885 «О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», которое вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, т.е. с 28 ноября 2011 г., за исключением положений, касающихся регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.
К ныне действующему порядку, предусматривающему личное обращение гражданина с заявлением по установленной форме к должностному лицу, ответственному за регистрацию, либо собственнику жилого помещения, российские граждане смогут подать заявление о регистрации по месту пребывания в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) уже в этом году.
Для этих целей гражданину необходимо будет зайти на портал «gosuslugi.ru», пройти процедуру регистрации личного кабинета и далее направлять заполненное заявление по установленной форме в соответствующий орган регистрационного учета. Что касается срока оформления регистрации, по-прежнему сохраняется 3-дневный срок, он определен статьей 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Такой же срок установлен пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при регистрации граждан по месту пребывания. В случае поступления от гражданина в орган регистрационного учета заявления в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) он будет уведомляется о приеме данного заявления через его «личный кабинет» в течение дня с указанием данных сотрудника подразделения, принявшего заявление. При этом свидетельство о регистрации по месту пребывания по установленной форме гражданин вправе будет получить в приемные часы непосредственно в органе регистрационного учета либо по его просьбе оно будет направляться ему почтовым отправлением, а в последующем, при введении в практику электронно-цифровой подписи, появится возможность направления по электронным каналам связи.
При этом орган регистрационного учета в последующий 3-дневный срок о факте регистрации гражданина по месту пребывания в обязательном порядке будет уведомлять собственника либо нанимателя жилого помещения, по адресу которого произведена регистрация гражданина. В случае поступления от собственника либо нанимателя жилого помещения заявления о том, что им жилое помещение не представлялось зарегистрированному лицу для временного проживания, такая регистрации органом регистрационного учета будет аннулироваться.
Что касается заявлений граждан и документов, предусмотренных пунктом 9 Правил, которые будут поступать в орган регистрационного учета по почте, по ним также будет приниматься решение в 3-дневный срок. При этом свидетельство о регистрации по месту пребывания по установленной форме гражданину по его просьбе будет направляться также почтовым отправлением, либо по его желанию выдаваться в приемные часы в органе регистрационного учета.
Данные нововведения в Правила являются достаточно комфортными для граждан, так как отпадет необходимость при регистрации по месту пребывания личного обращения в орган регистрационного учета. Подавать заявления о регистрации по месту жительства по установленной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) российские граждане смогут с 1 января 2011 г. При поступлении заявления ответственным сотрудником подразделения ФМС России в автоматизированном режиме в порядке консультации гражданину будут перечисляться документы, которые он должен будет предоставить при личной явке в орган регистрационного учета.
К таким документам Закон относит паспорт, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста — свидетельство о рождении, и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. К нему относится заверенное в установленном Законом и Правилами порядке заявление лица, предоставившего свое жилое помещение для постоянного жительства, либо по взаимному соглашению сторон договор, предусмотренный гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации. Положительным моментом является то, что оттиск штампа в паспорт гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства по установленной форме (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) будет проставляться органом регистрационного учета в день их предъявления заявителем. В данном случае также исключается необходимость повторной явки для получения документа с проставленной в нем регистрацией.
Реквизиты заявления предусматривают запись о документе, удостоверяющем личность гражданина, предоставившего свое жилище для временного проживания, получить которые постороннему лицу достаточно проблематично, а в 2011 г. планируется повсеместное введение для граждан электронной цифровой подписи.
Необоснованная регистрация, в случае ее выявления, будет незамедлительно аннулироваться.
В настоящее время ФМС России завершаются мероприятия по согласованию с федеральными органами исполнительной власти законопроекта, направленного на создание центрального банка данных о регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В случае принятия законопроекта, из практики будет исключена возможность двойной регистрации одного человека по двум адресам, оптимизируется порядок межведомственного взаимодействия. К этому стремятся и работают в этом направлении практически все страны мира.