Как оформить наследство
Для оформления наследства первоочередным действием является посещение нотариуса с целью открытия наследственного дела, для этого при себе нужно иметь следующие документы:
- свидетельство о смерти наследодателя;
- справка с места жительства наследодателя ( с датой его выписки);
- завещание (при его наличии);
С этими же документами составляется заявление об открытии наследственного дела.
Оформление наследства у нотариуса проходит в три этапа:
- В первом посещении нотариальной конторы наследник пишет заявление, а сам нотариус выдает список документов, которые будут необходимы для получения свидетельства о праве на наследство, а также запросы документов в организации, в которые нужно будет обратиться для того, чтобы открыть наследственное дело. Сбор всех необходимых документов на недвижимость и другие объекты будущей собственности наследника, которые он получит по наследству, наследник собирает сам и приносит во время следующего посещения нотариусу.
- По прошествии пяти месяцев со дня смерти наследодателя наследник предоставляет нотариусу все документы на наследуемые объекты, перечень которых был обозначен нотариусом во время первого посещения.
- Спустя 6 месяцев со дня смерти наследодателя наследник посещает нотариуса и получает Свидетельство о праве на наследство.
Для оформления наследства через нотариуса нужно подготовить необходимые для этого документы (свидетельство о смерти, справку с места жительства наследодателя и завещание).
Наследником нотариусу предоставляется удостоверение личности (паспорт), еще желательно принести документ, который будет подтверждать родство наследника и наследодателя, пусть даже косвенно. Таким документом может являться выписка из домовой книги, где будет указано, что наследник когда-то был прописан на одной жилплощади с наследодателем; характерные записи в паспорте, свидетельство о браке, а также другие устанавливающие связь документы, которые были выданы ЗАГСом на основании соответствующих актовых записей или их копий). Нотариусу все документы предоставляются исключительно в подлинниках, однако документы, подтверждающие родство с наследодателем, могут быть и копиями.
Для указания всей наследственной массы в заявлении об открытии наследственного дела в нотариальную контору лучше всего взять с собой все документы, указывающие на право собственности наследодателя на передаваемое в наследство имущество.
Также при первом визите к нотариусу наследник получает исчерпывающий перечень документов, которые будут необходимы для дальнейшего получения свидетельства о праве на наследство, они подтверждают тот факт, что наследник имеет право претендовать на наследуемое движимое и недвижимое имущество.
Предстоит более трудоемкий процесс, если в наследование переходит недвижимость в виде загородного участка, дачи или дома. В таком случае регистрация и оформление прав на наследство потребует больше времени ввиду того, что все нужные организации, как правило, находятся за городом и в них наверняка будут огромные очереди.
Для людей, несведущих в юриспруденции, наследственном и гражданском праве, для оформления прав на наследуемое имущество и наследство лучше всего будет обратиться к опытному и компетентному адвокату по наследству ввиду того, что посещение нотариуса не даст четкой картины действий: он не будет объяснять, какую организацию нужно посетить для получения определенных документов, а всего лишь предоставит их список, так как не обязан консультировать по вопросам плана действий. Обратившись к адвокатам Москвы, можно будет воспользоваться услугой «наследство под ключ»: при первом визите вы подаете необходимые документы, а при втором уже забираете свидетельство о праве на наследство!