Как оспорить результаты налоговой проверки

Налоговая проверка – не особо приятная процедура, поскольку нередко после ее завершения у проверяемого лица возникает множество проблем, без юридической помощи вы можете не разобраться во всех тонкостях. Законом предусмотрено, что в случае выявления налоговой инспекцией каких-либо нарушений, налогоплательщик обязан принять во внимание все замечания контролирующего органа и предпринять меры по устранению недостатков, указанных в акте проверки. Однако иногда складываются такие ситуации, когда руководитель организации никак не может согласиться с вынесенным решением. Следует знать, что в таком случае он может предъявить свои возражения в соответствующий налоговый орган.

При этом претензии могут быть поданы как на акт камеральной проверки полностью, так и на его отдельные положения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Сколько случаев указанных в акте, по которым у вас есть что доказать проверяющим, вы определяете сами. Я конечно советую воспользоваться услугами налогового адвоката, но проверяемое лицо может и само попытаться бороться с государством.

Согласно законодательству (п. 6 ст. 100 НК РФ) возражения, касающиеся решения налоговой комиссии, могут быть поданы как в устной, так и в письменной форме. Однако, несмотря на то, что устные возражения юридически допускаются, на практике они фактически не применяются, так как для того чтобы налоговый орган изменил свой окончательный вердикт по какому-либо вопросу, требуется предоставить веские доказательства неправоты сотрудников госаппарата. Устные возражения могут быть удовлетворены только в том случае, если в акте проверки будут выявлены какие-либо неточности и технические огрехи, значительным образом повлиявшие на окончательные выводы налоговой комиссии. Поэтому предъявляемые претензии обязательно нужно подкрепить документально.

Существует определенный алгоритм, по которому налоговые инспекторы вносят изменения в окончательные результаты проверок. Первоначально проверяемое лицо, которое не согласно с решением, должно подать свою претензию в налоговый орган, который проводил ревизию, так как для обжалования результатов налоговой проверки у нас в стране введен обязательный досудебный порядок. Это связанно с тем, что согласно законодательству (Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@) акт проверки не содержит обязательных для налогоплательщика предписаний, а следовательно не нарушает его права.

Текст возражения должен быть составлен в соответствии с выданным актом проверки, и в нем обязательно должны приводиться ссылки на положения, имеющиеся в данном акте. Возражения подаются вышестоящий орган.

Так как законодательство не содержит обязательных требований к оформлению и содержанию возражений на акт проверки, налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме. Мои адвокатские предложения по написанию возражений, вначале я предлагаю написать следующее:

  • фамилию, имя и отчество для физического лица или название организации, смотря кто обжалует;
  • ваш адрес места нахождения, как указанно в ЕГРЮЛ (для организации), почтовый адрес или адрес места регистрации (для физического лица);
  • ИНН и КПП;
  • дату подачи возражений;
  • верное наименование органа, куда передаются возражения;
  • фамилию, имя, отчество и должность лица проводившего инспекцию;
  • за какой налог, период проводилась проверка.
  • так же, можно указать время проведения проверки.

Потом указываем наши доводы, с чем проверяемое лицо несогласно, что было нарушено при проведении проверки, что исправлено. Следует учесть, что все возражения, касающиеся тех пунктов акта проверки, по которым не согласны, должны быть обоснованными и изложенными по существу. Для этого скорее всего потребуется помощь юриста. И указываем взыскиваемую сумму, против которой проверяемое лицо возражает, и на что указывает инспектор по данному эпизоду, а также написать доводы в свою пользу.

Доводы против проверки должны быть четкими, емкими и опирающимися на законодательство. Стоит свериться с действующими законами на момент проверки, так как если закон был изменен или еще не вступил в силу, то при обжаловании он не имеет силы. Изучите судебные решения по вашим возражениям, найдите решения, которые доказывают вашу правоту, особенно если они были вынесены в вашем регионе или Пленумы Высшего Арбитражного Суда РФ. Проверяемое лицо может привести разъяснения ФНС РФ, Министерства Финансов и письма вашей инспекции по данному вопросу.

После этого все пункты, по поводу которых налогоплательщик выразил свое несогласие, тщательно перепроверяются и затем уже принимается решение – оставить все без изменений либо согласиться с доводами заявителя и внести соответствующие корректировки в акт. Для этого сотрудники налоговой инспекции могут провести дополнительные мероприятия, чтобы получше разобраться в сложившейся ситуации.

Более того, как уже упоминалось ранее, очень желательно, чтобы налогоплательщик приложил к своему заявлению также и документы, обосновывающие его недовольство. С момента выдачи акта проверки налогоплательщику дается, согласно недавно вступившим изменениям (п. 6 ст. 100 НК РФ), один месяц на выдвижение своих возражений. Выходные и праздничные дни в данный срок не включаются.