Как подать жалобу на нарушения Закона № 223-ФЗ в антимонопольный орган
Кто вправе подавать жалобу в антимонопольный орган
Обратиться с жалобой на действия заказчика вправе:
1) участник закупки (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Закон не указывает, когда лицо приобретает данный статус. Представляется, что это происходит в момент подачи заявки на участие в закупке. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно названной норме лицо, подавшее заявку, вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой независимо от характера предполагаемого нарушения;
2) лицо, не подавшее заявку на участие в закупке, при наличии двух условий (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):
- обжалуется нарушение порядка размещения информации о закупке, порядка подачи заявок (например, не соблюдены сроки размещения в ЕИС извещения о закупке или установлены невыполнимые сроки подачи заявки);
- обжалуются действия (бездействие) заказчика, которые могут ущемить или нарушить права заявителя.
Вопрос о том, вправе ли указанное лицо обжаловать требования, установленные в документации о закупке, решается контролирующими органами по-разному.
3) корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
По каким основаниям можно подавать жалобу в антимонопольный орган
В антимонопольном органе можно обжаловать:
1) действия (бездействие) заказчика, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, когда он:
- не разместил в ЕИС положение о закупке, вносимые в него изменения, информацию о закупке или нарушил сроки размещения;
- отклонил заявку из-за отсутствия в ней документа, наличие которого не предусмотрено документацией, или оценил заявку с учетом такого документа;
- осуществлял закупки в отсутствие размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения норм Закона № 44-ФЗ;
- не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у СМСП или разместил недостоверную информацию;
2) иные действия (бездействие) заказчика, совершенные в ходе закупки (позиция отдельных судов и госорганов), когда он:
- нарушил порядок размещения информации о закупке, порядок подачи заявок на участие в закупке (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
- нарушил антимонопольные требования к закупкам (например, ограничил количество участников закупки, создал преимущественные условия участия в ней конкретным лицам, нарушил порядок определения победителя, предоставил возможность участия в закупке заинтересованным лицам).
Отметим, что в судебной и административной практике нет единого мнения о праве подать в антимонопольный орган жалобу при отсутствии оснований, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, если возникла необходимость обжаловать совершенные в ходе закупки действия (бездействие), не перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, рекомендуем в жалобе указать на нарушение антимонопольного законодательства. Это повысит вероятность того, что антимонопольный орган рассмотрит жалобу по существу.
Как составить жалобу в антимонопольный орган
Требования к составлению жалобы предусмотрены ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Если они не соблюдены, документ могут вернуть заявителю (п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 18.1 данного Закона).
Жалоба подается в письменной форме. В нее необходимо включить:
- сведения о лице, действия (бездействие) которого обжалуются;
- сведения о заявителе;
- сведения об обжалуемой процедуре, в том числе данные о размещении информации о ней в Интернете;
- указание на обжалуемые действия (бездействие), а также соответствующие доводы. В обосновании необходимо привести в том числе ссылки на нормативные правовые акты, положение о закупке и (или) документацию о закупке, которым противоречат эти действия;
- перечень прилагаемых документов, подтверждающих доводы заявителя (например, извещение, протоколы комиссии, разъяснения документации).
Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Если жалобу подает представитель, к ней нужно приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ (ч. 8 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Жалобу можно адресовать как ФАС России, так и ее территориальному управлению. Критерии выбора уполномоченного органа разъяснены в Письме ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011:
Условия подачи жалобы и место подачи жалобы:
- Обжалуются действия (бездействие) заказчиков при закупке стоимостью свыше 1 млрд руб — Центральный аппарат ФАС России
- Обжалуются действия (бездействие) заказчиков при закупке, осуществляемой филиалом заказчика — Территориальное управление ФАС России по месту нахождения филиала заказчика или самого заказчика
- Иное — Территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика
Вместе с тем любая жалоба может быть подана в центральный аппарат ФАС России. Он вправе самостоятельно рассмотреть поступившую жалобу независимо от наличия перечисленных условий или передать ее в территориальное управление.
Как направить жалобу в антимонопольный орган
Жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть направлена следующими способами (ч. 7 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):
- посредством почтовой или факсимильной связи;
- электронной почтой (рекомендуем подписать жалобу квалифицированной электронной подписью, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи приравняет документ к собственноручно подписанному бумажному);
- иным способом (например, с нарочным).
Срок подачи жалобы составляет:
- три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся (ч. 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
- 10 календарных дней в остальных случаях (ч. 4 ст. 18.1 данного Закона).
Названные сроки исчисляются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС согласно ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки.