Как подать жалобу на нарушения Закона № 223-ФЗ в антимонопольный орган

Кто вправе подавать жалобу в антимонопольный орган

Обратиться с жалобой на действия заказчика вправе:

1) участник закупки (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Закон не указывает, когда лицо приобретает данный статус. Представляется, что это происходит в момент подачи заявки на участие в закупке. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно названной норме лицо, подавшее заявку, вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой независимо от характера предполагаемого нарушения;

2) лицо, не подавшее заявку на участие в закупке, при наличии двух условий (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):

  • обжалуется нарушение порядка размещения информации о закупке, порядка подачи заявок (например, не соблюдены сроки размещения в ЕИС извещения о закупке или установлены невыполнимые сроки подачи заявки);
  • обжалуются действия (бездействие) заказчика, которые могут ущемить или нарушить права заявителя.

Вопрос о том, вправе ли указанное лицо обжаловать требования, установленные в документации о закупке, решается контролирующими органами по-разному.

3) корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

По каким основаниям можно подавать жалобу в антимонопольный орган

В антимонопольном органе можно обжаловать:

1) действия (бездействие) заказчика, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, когда он:

  • не разместил в ЕИС положение о закупке, вносимые в него изменения, информацию о закупке или нарушил сроки размещения;
  • отклонил заявку из-за отсутствия в ней документа, наличие которого не предусмотрено документацией, или оценил заявку с учетом такого документа;
  • осуществлял закупки в отсутствие размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения норм Закона № 44-ФЗ;
  • не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у СМСП или разместил недостоверную информацию;

2) иные действия (бездействие) заказчика, совершенные в ходе закупки (позиция отдельных судов и госорганов), когда он:

  • нарушил порядок размещения информации о закупке, порядок подачи заявок на участие в закупке (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
  • нарушил антимонопольные требования к закупкам (например, ограничил количество участников закупки, создал преимущественные условия участия в ней конкретным лицам, нарушил порядок определения победителя, предоставил возможность участия в закупке заинтересованным лицам).

Отметим, что в судебной и административной практике нет единого мнения о праве подать в антимонопольный орган жалобу при отсутствии оснований, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, если возникла необходимость обжаловать совершенные в ходе закупки действия (бездействие), не перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, рекомендуем в жалобе указать на нарушение антимонопольного законодательства. Это повысит вероятность того, что антимонопольный орган рассмотрит жалобу по существу.

Как составить жалобу в антимонопольный орган

Требования к составлению жалобы предусмотрены ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Если они не соблюдены, документ могут вернуть заявителю (п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 18.1 данного Закона).

Жалоба подается в письменной форме. В нее необходимо включить:

  • сведения о лице, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • сведения о заявителе;
  • сведения об обжалуемой процедуре, в том числе данные о размещении информации о ней в Интернете;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие), а также соответствующие доводы. В обосновании необходимо привести в том числе ссылки на нормативные правовые акты, положение о закупке и (или) документацию о закупке, которым противоречат эти действия;
  • перечень прилагаемых документов, подтверждающих доводы заявителя (например, извещение, протоколы комиссии, разъяснения документации).

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Если жалобу подает представитель, к ней нужно приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ (ч. 8 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Жалобу можно адресовать как ФАС России, так и ее территориальному управлению. Критерии выбора уполномоченного органа разъяснены в Письме ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011:

Условия подачи жалобы и место подачи жалобы:

  • Обжалуются действия (бездействие) заказчиков при закупке стоимостью свыше 1 млрд руб – Центральный аппарат ФАС России
  • Обжалуются действия (бездействие) заказчиков при закупке, осуществляемой филиалом заказчика – Территориальное управление ФАС России по месту нахождения филиала заказчика или самого заказчика
  • Иное – Территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика

Вместе с тем любая жалоба может быть подана в центральный аппарат ФАС России. Он вправе самостоятельно рассмотреть поступившую жалобу независимо от наличия перечисленных условий или передать ее в территориальное управление.

Как направить жалобу в антимонопольный орган

Жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть направлена следующими способами (ч. 7 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):

  • посредством почтовой или факсимильной связи;
  • электронной почтой (рекомендуем подписать жалобу квалифицированной электронной подписью, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи приравняет документ к собственноручно подписанному бумажному);
  • иным способом (например, с нарочным).

Срок подачи жалобы составляет:

  • три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся (ч. 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
  • 10 календарных дней в остальных случаях (ч. 4 ст. 18.1 данного Закона).

Названные сроки исчисляются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС согласно ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки.