«Новая Москва»: введение преимущественного права покупки земельных участков и изменение правового статуса лесов
Адвокат по земельным вопросам сообщает о принятии Федерального закона от 29 июня 2012 N 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 1 июля 2012 г.), в соответствии с которым уточняются положения законодательства в связи с расширением территории города Москвы. К наиболее важным изменениям можно, в частности, отнести следующие.
Право преимущественной покупки земельных участков
Согласно изменениям, внесенным в ст. 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», до 1 января 2025 года при продаже земельных участков из земель с/х назначения, которые отнесены в результате изменения границ города Москвы к землям населенных пунктов, преимущественное право покупки таких земельных участков имеет город Москва.
Эта норма означает, в частности, что все земли, вошедшие в территорию «Новой Москвы», признаются землями населенного пункта город Москва. Федеральное законодательство не устанавливает преимущественного права субъектов РФ на покупку таких земельных участков, однако для присоединенных к Москве территорий сделано исключение из общего правила. Иные ограничения, предусмотренные законодательством об обороте земель с/х назначения (например, ограничения на приобретение участков в собственность для иностранных лиц), не устанавливаются.
Правовой статус лесов
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» леса, которые ранее располагались на землях лесного фонда на территориях, включенных в состав внутригородской территории Москвы в результате изменения его границ, решениями уполномоченного органа города Москвы могут быть отнесены к зеленому фонду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В случае отнесения лесопарковых зон и зеленых зон к зеленому фонду требования ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ (о недопустимости изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади) не применяются.
С точки зрения лесного законодательства, леса, расположенные в границах населенных пунктов, признаются городскими лесами — подкатегорией защитных лесов. В городских лесах запрещается, в частности, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (ч. 5.1 ст. 105 Лесного кодекса РФ). Однако ограничения, предусмотренные ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды», сформулированы менее жестко: на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В этой связи можно предположить, что если решением уполномоченного органа власти Москвы леса на новой территории будут отнесены к зеленому фонду, уровень их охраны в определенной степени снизится.
Перенос срока принятия Правил землепользования и застройки Москвы
На 31 декабря 2014 г. (вместо 31 декабря 2012 г.) перенесен срок принятия Правил землепользования и застройки Москвы. До этого срока, в частности, допускаются:
— принятие органами власти решений:
- о резервировании земель;
- изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- о переводе земель из одной категории в другую,
- а также о подготовке документации по планировке территории при отсутствии генерального плана города Москвы;
— выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.