“Новая Москва”: введение преимущественного права покупки земельных участков и изменение правового статуса лесов

Адвокат по земельным вопросам сообщает о принятии Федерального закона от 29 июня 2012 N 96-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (вступил в силу 1 июля 2012 г.), в соответствии с которым уточняются положения законодательства в связи с расширением территории города Москвы. К наиболее важным изменениям можно, в частности, отнести следующие.

Право преимущественной покупки земельных участков

Согласно изменениям, внесенным в ст. 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, до 1 января 2025 года при продаже земельных участков из земель с/х назначения, которые отнесены в результате изменения границ города Москвы к землям населенных пунктов, преимущественное право покупки таких земельных участков имеет город Москва.

Эта норма означает, в частности, что все земли, вошедшие в территорию “Новой Москвы”, признаются землями населенного пункта город Москва. Федеральное законодательство не устанавливает преимущественного права субъектов РФ на покупку таких земельных участков, однако для присоединенных к Москве территорий сделано исключение из общего правила. Иные ограничения, предусмотренные законодательством об обороте земель с/х назначения (например, ограничения на приобретение участков в собственность для иностранных лиц), не устанавливаются.

Правовой статус лесов

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” леса, которые ранее располагались на землях лесного фонда на территориях, включенных в состав внутригородской территории Москвы в результате изменения его границ, решениями уполномоченного органа города Москвы могут быть отнесены к зеленому фонду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В случае отнесения лесопарковых зон и зеленых зон к зеленому фонду требования ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ (о недопустимости изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади) не применяются.

С точки зрения лесного законодательства, леса, расположенные в границах населенных пунктов, признаются городскими лесами – подкатегорией защитных лесов. В городских лесах запрещается, в частности, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (ч. 5.1 ст. 105 Лесного кодекса РФ). Однако ограничения, предусмотренные ст. 61 Федерального закона “Об охране окружающей среды”, сформулированы менее жестко: на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

В этой связи можно предположить, что если решением уполномоченного органа власти Москвы леса на новой территории будут отнесены к зеленому фонду, уровень их охраны в определенной степени снизится.

Перенос срока принятия Правил землепользования и застройки Москвы

На 31 декабря 2014 г. (вместо 31 декабря 2012 г.) перенесен срок принятия Правил землепользования и застройки Москвы. До этого срока, в частности, допускаются:

– принятие органами власти решений:

  • о резервировании земель;
  • изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • о переводе земель из одной категории в другую,
  • а также о подготовке документации по планировке территории при отсутствии генерального плана города Москвы;

– выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы.