Новости законодательства с 8 февраля по 13 февраля 2016 года

Проект Федерального закона “О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”

Минстрой России предлагает продлить срок бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 года

Действующим законодательством возможность приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2016 года.

Необходимость продления указанного срока вызвана прежде всего тем, что значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишатся после 1 марта 2016 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. При этом, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2016 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию и тем самым будут поставлены в неравное положение с гражданами, получившими и приватизировавшими жилье до указанной даты.

Указание Банка России от 14.12.2015 N 3897-У “О порядке согласования Банком России руководителя саморегулируемой организации в сфере финансового рынка”

Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2016 N 40891.

Определена процедура согласования Банком России руководителя саморегулируемой организации в сфере финансового рынка

Для согласования кандидата на должность руководителя саморегулируемая организация представляет в Департамент допуска на финансовый рынок Банка России ходатайство по форме согласно приложению к Указанию и необходимые документы.

В случае соответствия кандидата на должность руководителя уполномоченное структурное подразделение принимает решение о согласии с предполагаемым назначением кандидата на должность руководителя. Определены основания для принятия решения о несогласии с предполагаемым назначением кандидата на должность руководителя.

Решение о согласии или несогласии с предполагаемым назначением кандидата оформляется в виде письма, которым саморегулируемая организация извещается об указанном решении.

Руководитель саморегулируемой организации, сведения о котором представлены в составе документов для внесения сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, считается согласованным со дня принятия Банком России решения о внесении сведений о соответствующей некоммерческой организации в указанный реестр.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в “Вестнике Банка России”.

Указание Банка России от 16.12.2015 N 3901-У “О сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов”

Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2016 N 40887.

Обновлены требования к отчетности АИФ, управляющих компаний ИФ, а также ПИФ и НПФ

Установлены сроки, объем и формы отчетов акционерного инвестиционного фонда и отчетов управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также порядок и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных организаций.

Формы отчетности приведены в приложении к Указанию.

Исправленная отчетность должна быть представлена в течение 10 рабочих дней, следующих за днем возникновения оснований для внесения изменений.

Отчетность за IV квартал 2015 года и 2015 год и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторскими заключениями по ней за 2015 год составляются и представляются в Банк России по формам и в сроки, действующими до вступления в силу настоящего Указания.

Со дня вступления в силу Указания Банка России не подлежат применению, в том числе, Постановление ФКЦБ России от 22 октября 2003 года N 03-41/пс “Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда”, Приказ ФСФР России от 16 мая 2006 года N 06-48/пз-н “Об утверждении форм отчетов управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов”.

Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 75 “О внесении изменения в Положение о Федеральной налоговой службе”

Уточнены полномочия ФНС России в области регулирования деятельности тотализаторов, букмекерских контор, организаторов лотерей и т.п., в том числе в электронной форме

ФНС России уполномочена осуществлять контроль и надзор за исполнением такими лицами закона о противодействии легализации преступных доходов в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.

Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 78 “О внесении изменений в Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)”

Регулирование тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами будет предметом государственного контроля

При осуществлении соответствующих проверок в рамках такого контроля будет проверяться правомерность и обоснованность установления и изменения предельных тарифов уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов, а также соблюдение указанными органами требований стандартов раскрытия информации.

Контроль (надзор) также будет осуществляться в отношении соблюдения органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) стандартов раскрытия информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Письмо Комитета по строительству и земельным отношениям ГД ФС РФ от 04.02.2016 N 3.31-22/88 О возмещении саморегулируемой организации убытков

СРО строителей не обязана возмещать убытки, причиненные ее членом вследствие ненадлежащего исполнения им договорных обязанностей

Разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 60 Градостроительного кодекса РФ возмещение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, осуществляется лицом, выполнившим такие работы. Субсидиарную ответственность несет СРО в пределах средств компенсационного фонда в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

Обязанность возместить причиненный вред является, как правило, мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину.

Ответственность за неисполнение договорных обязательств определяется в соответствии с положениями такого договора и гражданского законодательства РФ.

Письмо Минфина России от 03.02.2016 N 03-05-06-02/5239 О земельном налоге

Минфином России разъясняется порядок установления налоговых ставок для уплаты земельного налога

Сообщается, в частности, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ставка земельного налога устанавливается в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-05-06-02/5874 О земельном налоге и налоге на имущество физических лиц

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся взимания земельного налога и налога на имущество физических лиц

Сообщается, в частности, что, устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

В отношении налогообложения налогом на имущество физических лиц отмечаем, что в соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя): жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях исчисления налога на имущество физических лиц жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Согласно пункту 5 статьи 403 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Пунктом 1 статьи 407 НК РФ определены категории налогоплательщиков, имеющих право на льготу по уплате налога на имущество физических лиц.

Так, в частности, право на льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание, а также физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору (пункт 6 статьи 407 НК РФ).

Также следует отметить, что на основании пункта 2 статьи 399 НК РФ при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 “Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Правительством РФ определена процедура взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин

Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2016 года уплата утилизационного сбора производится в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

Утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и/или прицепов к ним, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается сбор, а также его размеры.

Сбор исчисляется плательщиком самостоятельно. Информация о номерах счетов для уплаты сбора доводится до сведения плательщиков ФТС России, ФНС России и размещается на официальных сайтах данных ведомств и Федерального казначейства в сети Интернет.

На бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата сбора, проставляется отметка об уплате сбора. В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты сбора.

Определены:

  • порядок взимания сбора ФТС России, ФНС России в части его исчисления и уплаты;
  • особый порядок исчисления и уплаты сбора плательщиками, признанными организациями – крупнейшими производителями самоходных машин и/или прицепов;
  • порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм сбора.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

“Методические рекомендации по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество”

(утв. ФССП России 08.12.2015 N 0014/14)

Разработаны рекомендации при обращении судебными приставами-исполнителями взыскания на заложенное имущество

Методическими рекомендациями разъяснены:

  • особенности обращения заложенного имущества во внесудебном порядке;
  • особенности обращения взыскания на заложенное имущество;
  • особенности обращения взыскания на заложенное имущество в случае нахождения на исполнении нескольких исполнительных документов в отношении одного и того же предмета залога;
  • особенности обращения взыскания на заложенное имущество по исполнительным документам о взыскании денежных средств в пользу взыскателей, не являющихся залогодержателями;
  • действия судебного пристава-исполнителя в случае признания торгов по продаже заложенного имущества несостоявшимися.

Кроме того, разъяснен порядок действий судебного пристава-исполнителя в случае признания торгов по продаже заложенного имущества несостоявшимися.

Проект Федерального закона “О внесении изменений в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”

Собственникам земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, будет невыгодно не использовать их по назначению

Подготовленный Минэкономразвития России проект Федерального закона направлен на стимулирование собственников земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, к оформлению прав на построенные на таких земельных участках объекты жилого фонда или завершению строительства таких объектов в случае, если их строительство не завершено в течение определенного периода.

В частности, устанавливается, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности физических лиц и (или) организаций и на которых в соответствии с разрешенным использованием допускается жилищное строительство (за исключением земельных участков для индивидуального жилищного строительства), исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение пятилетнего срока начиная с месяца установления (изменения) разрешенного использования земельного участка, допускающего жилищное строительство, и с учетом коэффициента 4 – в течение периода, превышающего указанный срок, вплоть до месяца государственной регистрации прав на построенный жилой дом (месяца получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если этот объект – многоквартирный дом).

В отношении земельных участков, находящихся в собственности физических лиц и (или) организаций и на которых допускается строительство индивидуальных жилых домов и (или) малоэтажных жилых домов общей площадью более 300 тысяч квадратных метров либо многоквартирных домов общей площадью более 500 тысяч квадратных метров, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение пятнадцатилетнего срока начиная с месяца установления (изменения) разрешенного использования земельного участка, допускающего жилищное строительство, и с учетом коэффициента 4 – в течение периода, превышающего указанный срок, вплоть до месяца государственной регистрации прав на последний построенный жилой дом (месяца получения разрешения на ввод последнего объекта в эксплуатацию, если этот объект – многоквартирный дом).

Проектом предусмотрено, что в случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный жилой дом (получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если этот объект – многоквартирный дом) до истечения указанных сроков сумма налога, исчисленного с учетом коэффициента 2 и уплаченного за последние три года, предшествующие месяцу государственной регистрации прав на такой жилой дом (получения разрешения на ввод в эксплуатацию такого многоквартирного дома), сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

Согласно проекту переход права собственности на земельный участок другому лицу, раздел земельного участка (объединение земельных участков) не прерывают течение устанавливаемых проектом сроков, что, по мнению его разработчиков, позволит исключить возможность собственников земельных участков уходить от повышенного налогообложения путем разъединения исходного земельного участка или его объединения с другими земельными участками.

Предполагается, что соответствующий Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.

Приказ ФНС России от 23.12.2015 N ММВ-7-17/595@ “Об утверждении формы заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации)”

Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40941.

Утверждена форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации)

Иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Иностранная организация уведомляет налоговый орган по месту постановки на учет обособленного подразделения о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, а также об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации по форме, утверждаемой ФНС России.

Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 65 “О внесении изменений в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений”

При замене водительского удостоверения в случае его утраты, повреждения либо изменения персональных данных медицинская справка не потребуется

Также исключено представление заявителем медицинского заключения для выдачи международного водительского удостоверения.

Соответствующие поправки внесены в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097.

Кроме того, в целях исключения неоднозначного толкования понятия высшей категории и подкатегории транспортного средства (для целей обмена иностранных национальных водительских удостоверений) уточнен их перечень, установленный пунктом 38 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097.

Указание Банка России от 06.11.2015 N 3844-У “О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств”

Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2016 N 40831.

С 28 марта 2016 года уточняются требования к указанию реквизитов в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ

С указанной даты вступает в силу Указание Банка России, вносящее уточнения в правила осуществления перевода денежных средств.

Так, в частности, установлено, что при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ информация о плательщике, получателе средств, назначении платежа в реквизитах 22, 60, 61, 101 – 109 указывается в соответствии с требованиями нормативных актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Федерального закона “О национальной платежной системе” Минфином России по согласованию с Банком России.

При приеме распоряжений к исполнению банки обеспечивают контроль наличия значений, количества и допустимости символов в значениях указанных выше реквизитов с учетом установленных требований.

Указание Банка России от 16.12.2015 N 3898-У “О порядке ведения Банком России государственного реестра кредитных потребительских кооперативов”

Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2016 N 40820.

Установлен порядок ведения государственного реестра кредитных потребительских кооперативов

Закрепляется, в частности, перечень информации, включаемой в указанный реестр. Внесение сведений о кооперативе в реестр, а также внесение изменений в сведения и исключение сведений о нем из реестра осуществляются в течение 10 рабочих дней со дня получения уполномоченным структурным подразделением соответствующих сведений. В случае ликвидации кооператива ранее внесенные сведения о кооперативе сохраняются, и в реестр вносится запись о дате и способе прекращения деятельности кооператива.

Реестр ведется в электронном виде.

СРО направляет в уполномоченное структурное подразделение сведения о принятии кооператива в члены СРО и (или) об исключении кооператива из числа членов СРО в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующих решений.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Уполномоченное структурное подразделение представляет сведения, содержащиеся в реестре, заинтересованным в их получении лицам в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации Банком России соответствующего запроса, в котором указывается полное и (или) сокращенное наименование кооператива, в отношении которого запрашивается информация, и его основной государственный регистрационный номер или идентификационный номер налогоплательщика.

В приложении к Указанию приведены формы документов:

  • Сведения о кредитных потребительских кооперативах, принятых в члены и (или) исключенных из числа членов саморегулируемой организации;
  • Сведения о кредитных потребительских кооперативах, являющихся членами саморегулируемой организации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в “Вестнике Банка России”.

Указание Банка России от 28.01.2016 N 3948-У “О порядке расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций”

Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2016 N 40945.

Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций рассчитывается Банком России на основе информации об оплаченных акциях (долях)

Под оплаченными акциями (долями) кредитных организаций понимаются:

акции кредитной организации, если на дату расчета они размещены и сведения о соответствующей величине уставного капитала по итогам размещения внесены в ЕГРЮЛ, а также акции выпуска (дополнительного выпуска) кредитной организации, государственная регистрация отчета об итогах которого осуществлена или уведомление об итогах которого получено Банком России;

доли кредитной организации, если на дату расчета размера сведения о соответствующей величине уставного капитала кредитной организации внесены в ЕГРЮЛ.

Размер участия иностранного капитала рассчитывается как соотношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и совокупного уставного капитала кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, по установленной формуле.

Письмо Банка России от 02.02.2016 N ИН-05-15/6 “О неприменении мер к кредитным организациям”

Банк России не будет принимать меры в отношении кредитных организаций, допустивших нарушения при составлении отчетности по форме 0409303 за отчетные периоды с января по август 2016 года

Принимая во внимание вступление в силу с 1 января 2016 года отчетности по форме 0409303 “Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам”, введенной Указанием Банка России от 07.07.2015 N 3714-У “О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У “О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации”, которая содержит детальные кредитные данные, Банк России считает целесообразным воздержаться от применения мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, в отношении кредитных организаций, допустивших нарушения при составлении отчетности по форме 0409303 за отчетные периоды с января по август 2016 года.