Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)

Примечание. С 15.09.2015 споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка рассматриваются по правилам гл. 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с учетом разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 (п. 1 Постановления).

В данном материале приведены примеры судебных актов, в том числе Мосгорсуда, принятые до 15.09.2015.

Федеральные нормативные правовые акты

Кодекс административного судопроизводства РФ

  • ст. 125 “Форма и содержание административного искового заявления”
  • ст. 126 “Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению”
  • ст. 128 “Отказ в принятии административного искового заявления”
  • ст. 129 “Возвращение административного искового заявления”
  • ст. 130 “Оставление административного искового заявления без движения”
  • гл. 25 “Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости”

Земельный кодекс РФ

  • п. 5 ст. 65 “Платность использования земли”
  • ст. 66 “Оценка земли”

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”

  • ст. 3 “Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости”
  • ст. 7 “Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости”
  • ст. 16 “Основания осуществления кадастрового учета”

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”

  • гл. III.1 “Государственная кадастровая оценка” (статьи 24.11 – 24.21)
  • ст. 12 “Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения”

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель”

Приказ Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 N 445 “Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения”

Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 “Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов”

Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 “Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка”

Федеральная судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст. 65 и 66 ЗК РФ, гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

(Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N 16-АПГ15-21.)

Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, и само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

(Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О.)

Закон прямо предусматривает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Довод о том, что пересмотр кадастровой стоимости участка повлечет сокращение налоговых поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отмене решения суда об установлении кадастровой стоимости участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.

(Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 41-АПГ15-1.)

В силу п. п. 1, 5 ст. 65, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости может оспорить не только собственник объекта оценки, но и другие лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.

(Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2015 N 16-АПГ15-15.)

Для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости на основании решения суда будет иметь правовые последствия в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в течение налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.

(Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 4-АПГ15-33.)

Поскольку физическое лицо – арендатор земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости такого участка в размере, равном его рыночной стоимости, оно обладает правом оспорить результаты государственной кадастровой оценки данного участка, утвержденные постановлением администрации области.

(Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2015 N 13-АПГ15-4.)

Суд отказал заявителю в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, не признав отчет о рыночной стоимости участка, на который получено положительное экспертное заключение, допустимым доказательством, поскольку согласно отчету оценка участка проводилась на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.

(Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 18-АПГ15-26.)

Практика Московского городского суда

Суд отказал истцу в удовлетворении заявления об оспаривании действий Управления Росреестра и ФГБУ “Федеральная кадастровая палата” по Московской области, поскольку решение регистрирующего органа об определении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, в соответствии с Методическими указаниями, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, и распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области 2009 г., при отсутствии значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, является законным и обоснованным.

(Определение Московского городского суда от 06.04.2015 N 4г/3-1605/15.)

Отказывая в удовлетворении иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, суд пояснил, что обязанность осуществлять проверку соответствия утверждаемых результатов кадастровой оценки земли ее рыночной стоимости не относится к компетенции ФГБУ “Федеральная кадастровая палата” по Московской области, а также Министерства экологии Московской области.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу N 33-15607.)

Суд отказал в удовлетворении иска о признании незаконными действий ответчиков, об обязании внести сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, поскольку на момент предъявления иска в суд, а также на момент вынесения судом решения спорного земельного участка не существовало в связи со снятием его с кадастрового учета.

(Кассационное определение Московского городского суда от 18.04.2014 N 4г/2-3769/14.)

Действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2013 по делу N 11-21354.)

Коротко о важном

Исковые требования.

Примечание. Данные исковые требования приведены исходя из судебной практики, сформировавшейся до 15.09.2015, т.е. до вступления в силу КАС РФ.

Основное:

  • об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости;
  • об обязании заинтересованного лица (ответчика) внести в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость;
  • о признании незаконными действий заинтересованного лица (ответчика) по внесению в ГКН сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, а также о кадастровой стоимости участка, рассчитанной на основании данного удельного показателя;
  • об обязании заинтересованного лица (ответчика) установить для земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в определенном размере и кадастровую стоимость, рассчитанную на основании этого удельного показателя;
  • об обязании заинтересованного лица (ответчика) внести в государственный кадастр недвижимости сведения о новом удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и новой, рассчитанной на его основании, кадастровой стоимости участка;
  • о признании незаконными действий заинтересованного лица (ответчика) по изменению кадастровой стоимости земельного участка;
  • об обязании заинтересованного лица (ответчика) внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости в соответствии с решением суда;
  • об обязании заинтересованного лица (ответчика) исключить из ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и внести в реестр указанные сведения в соответствии с рыночной стоимостью участка.

Примечание. Данные исковые требования приведены, исходя из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 (п. 2 Постановления).

Основное:

  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки (земельном участке), использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Эта категория споров подразумевает ситуацию, в которой истец-гражданин не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, определенной по правилам гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и утвержденной решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, обычно – распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области (например, Определения Московского городского суда от 06.04.2015 N 4г/3-1605/15, от 28.07.2014 N 4г/4-5244, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу N 33-15607).

Как правило, основанием для обращения в суд является несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, когда первая величина превышает вторую.

Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Следовательно, неправильное ее определение (завышение по сравнению с рыночной стоимостью) влечет увеличение налоговых обязательств истца, в частности, по уплате земельного налога (например, Определение Московского городского суда от 06.04.2015 N 4г/3-1605/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу N 33-15607).

Обычно поводом для подачи иска является получение истцом письма (уведомления) о новой кадастровой стоимости участка от Управления Росреестра по Московской области или от Филиала ФКБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” по Московской области (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2015 по делу N 33-11332). Также об измененной стоимости участка истец может узнать из уведомления об уплате земельного налога (например, Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2015 N 9-АПГ15-7).

– Оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). До 15.09.2015 дела данной категории рассматривались согласно положениям гл. 25 ГПК РФ.

С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

  • Как указано выше, перечень исковых требований, которые предъявлялись до 15.09.2015 и которые следует предъявлять после этой даты, различный. Однако и в том, и в другом случае заявитель (административный истец) оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельного участка. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка предполагает предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости участка (абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 названо три основных требования, которые можно предъявить к административному ответчику после 15.09.2015.

Первое из них предполагает установить в отношении земельного участка его рыночную, а не кадастровую стоимость (абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). Законодательство закрепляет возможность определить кадастровую стоимость участка таким образом (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). В судебной практике, сложившейся до вступления в силу КАС РФ (до 15.09.2015), данное требование предъявлялось в подавляющем большинстве случаев.

Второе требование направлено на изменение кадастровой стоимости участка, если выявлены недостоверные сведения о нем, которые были использованы при определении его кадастровой стоимости (например, Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 50-АПГ15-8). Сюда относится и требование об исправлении ошибки – как технической, так и кадастровой.

Третье требование связано с решениями, действиями или бездействием Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которые административный истец считает незаконными.

Все другие требования (например, об обязании уполномоченного органа государственной власти внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости участка на основании решения суда) являются дополнительными. Привести их подробный перечень в настоящее время не представляется возможным, поскольку судебная практика по КАС РФ пока отсутствует.

  • Обращаясь в суд с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка после 15.09.2015, не допускается заявлять другие требования. В частности, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей, о признании недействующим нормативного правового акта. В такой ситуации судья откажет в принятии административного искового заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ или вернет его на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
  • Исходя из разъяснений, приведенных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости участка после 15.09.2015 могут обратиться те же лица, которые до указанной даты имели право подать в суд заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости участка.

Чаще всего кадастровую стоимость земельного участка оспаривает гражданин, который является его собственником (например, Определение Московского городского суда от 06.04.2015 N 4г/3-1605/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2015 по делу N 33-11332). Обратиться в суд с таким требованием также вправе граждане, которые являются сособственниками участка (например, Кассационное определение Московского городского суда от 18.04.2014 N 4г/2-3769/14).

Однако сделать это может и лицо, которое владеет участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Также заявителем может быть арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если арендная плата за пользование участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (например, Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2015 N 9-АПГ15-12, от 19.08.2015 N 16-АПГ15-15).

Бывший собственник участка вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 18-АПГ15-25).

  • После 15.09.2015 надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии административными ответчиками являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Исходя из судебной практики, сложившейся до 15.09.2015, надлежащим заинтересованным лицом (ответчиком) по данной категории споров являлось ФКБУ (филиал ФКБУ) “Федеральная кадастровая палата Росреестра” по Московской области (например, Кассационное определение Московского городского суда от 24.12.2013 N 4г/2-12426/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2015 по делу N 33-11332). Также в качестве второго заинтересованного лица (ответчика) допускалось указать Управление Росреестра по Московской области (например, Определение Московского городского суда от 06.04.2015 N 4г/3-1605/15, Кассационное определение Московского городского суда от 18.04.2014 N 4г/2-3769/14, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу N 33-15607) или Министерство экологии и природопользования Московской области (например, Кассационное определение Московского городского суда от 23.12.2013 N 4г/2-12713/13). В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд мог привлекать администрацию соответствующего муниципального района, межрайонную ИФНС по Московской области (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2015 по делу N 33-11332), а также ФГУП “Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ” (например, Кассационное определение Московского городского суда от 23.12.2013 N 4г/2-12713/13).

  • Согласно новым правилам, действующим с 15.09.2015, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ч. 4 ст. 245, п. 15 ст. 20, 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение двух месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).

– По новым правилам, действующим с 15.09.2015, подать административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости участка можно не позднее 5 лет с даты ее внесения в государственный кадастр недвижимости (например, Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 4-АПГ15-33, от 19.08.2015 N 82-АПГ15-18). При этом на момент обращения в суд в кадастр не должны быть внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости участка, а также сведения, связанные с изменением характеристик участка, которые повлекли изменение его кадастровой стоимости (п. 3 ст. 245 КАС РФ).

Важно помнить, что пропуск указанного пятилетнего срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Его можно восстановить, если по истечении пяти лет в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости участка (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

  • До 15.09.2015 заявитель, оспаривающий в суде кадастровую стоимость земельного участка, подавал заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, которая утратила силу с 15.09.2015.

С 15.09.2015 административный истец, оспаривающий кадастровую стоимость земельного участка, обращается в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 1 ст. 245 КАС РФ). Такое административное исковое заявление должно соответствовать требованиям ст. 125 КАС РФ, в том числе содержать обязательные сведения, указанные в этой статье Кодекса (ч. 1 ст. 246 КАС РФ).

В настоящее время административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, подписывается административным истцом и (или) его представителем с указанием даты внесения подписей. С 15 сентября 2016 г. планируется сделать возможной подачу административного искового заявления с использованием сети “Интернет” (ч. 8 ст. 125 КАС РФ, ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ).

  • Согласно новым правилам, действующим с 15.09.2015, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка должны прилагаться документы, перечень которых приведен в ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246 КАС РФ.

Одним из таких обязательных документов является кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка (п. 1 ч. 2 ст. 246 КАС РФ). По смыслу ч. 5.1, п. 4.1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” кадастровая справка представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и его кадастровом номере, и является одним из документов, содержащих сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Ее форма установлена Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566. Кадастровая справка содержит сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость участка.

Сведения об этой дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Таким образом, все другие документы, содержащие сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (кадастровый паспорт участка, письма Росреестра и пр.), будут являться иными, дополнительными документами, прилагаемыми к административному исковому заявлению.

Если иск направлен на установление в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, к административному исковому заявлению должны прилагаться отчет о рыночной стоимости участка, составленный на ту же дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, а также подготовленное экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение на такой отчет (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

  • По делам об оспаривании гражданином кадастровой стоимости земельного участка не был предусмотрен ранее и не предусмотрен в настоящее время обязательный досудебный порядок их разрешения, предполагающий предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, ч. 4 ст. 245 КАС РФ, п. п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). На это обстоятельство неоднократно указывалось в судебной практике, сложившейся до 15.09.2015 (например, Определения Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 43-АПГ14-14, от 18.02.2015 N 53-АПГ14-16). По новым правилам, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд не вправе вернуть административное исковое заявление со ссылкой на то, что административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

Вместе с тем в сложившейся до 15.09.2015 судебной практике встречаются случаи, когда заявитель до обращения в суд обращался в Управление Росреестра по Московской области с просьбой разъяснить порядок расчета кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, однако не получил ответа (например, Определение Московского городского суда от 28.07.2014 N 4г/4-5244).

  • Если суд принимает решение об установлении новой кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, он определяет последнюю на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость (ч. 4, 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). В судебной практике, сложившейся до 15.09.2015, прослеживается другой подход, когда суды указывали на возможность внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость участка в качестве его новой кадастровой стоимости только с момента вступления в силу соответствующего судебного решения (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 08.07.2013 по делу N 11-21354, от 08.07.2013 по делу N 11-21353/2013).
  • По новым правилам, действующим с 15.09.2015, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки. Если в период рассмотрения дела в суде апелляционной или кассационной инстанции кадастровая стоимость земельного участка изменилась, это также не является основанием для прекращения производства по делу, прекращения производства по апелляционной или кассационной жалобе (п. п. 15, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
  • Согласно новым правилам, действующим с 15.09.2015, если суд принял отказ от требований и прекратил производство по делу, административный истец не вправе повторно обращаться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установленной на ту же дату, в отношении того же земельного участка (п. 4 ч. 1 ст. 128, п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ).

Отказ суда в удовлетворении административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости участка также препятствует повторному обращению с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установленной на ту же дату, в отношении того же участка (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Рекомендации административному истцу

  • Перед обращением в суд позже 15.09.2015 следует убедиться, что административным истцом соблюдены все требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Ведь при принятии его к производству суд проверяет его на соответствие требованиям ст. 125, ч. 1 ст. 246 КАС РФ (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Если выявятся несоответствия, судья выносит определение об оставлении заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, извещает об этом административного истца и предоставляет разумный срок для устранения недостатков.

Если административный истец не устранит их в установленный срок, тогда судья на основании ст. 129 КАС РФ выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами (ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ).

  • При обращении в суд с административным исковым заявлением после 15.09.2015 истцу следует проверить, все ли необходимые документы приложены к заявлению.

Принимая административное исковое заявление к производству, суд проверяет его на соответствие требованиям ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246 КАС РФ (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Если выяснится факт отсутствия необходимых документов, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, извещает об этом административного истца и предоставляет разумный срок для устранения недостатков.

Если административный истец не устранит их в установленный срок, судья на основании ст. 129 КАС РФ выносит определение о возвращении заявления со всеми приложенными к нему документами (ч. 4, 5 ст. 246 КАС РФ).

Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета о рыночной стоимости участка и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

  • Важно помнить, что с 15.09.2015 на административном истце лежит обязанность доказать, во-первых, недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а во-вторых, – величину рыночной стоимости участка, которая устанавливается в качестве кадастровой (ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 50-АПГ15-8).

Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика и с 15.09.2015 – положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (ч. 2 ст. 246 КАС РФ).

При рассмотрении дела суд обязательно выясняет, отвечает ли лицо, составившее отчет, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. При выявлении несоответствий такого рода отчет не будет расцениваться как допустимое доказательство (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Эти обстоятельства административному истцу следует учитывать при выборе оценщика, который будет составлять отчет о рыночной стоимости земельного участка для обращения в суд.

  • Кроме того, после 15.09.2015 суд проверяет отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости земельного участка на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определения Верховного Суда РФ от 20.05.2015 N 16-АПГ15-12, от 22.04.2015 N 55-АПГ15-7).

Если суд установит, что отчет не соответствует этим стандартам, а указанная в нем итоговая величина рыночной стоимости участка не может быть признана достоверной для установления его кадастровой стоимости, суд откажет в удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости (например, Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 53-АПГ14-15).

Такая ситуация возможна и в том случае, если на отчет об оценке дано положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков (например, Определения Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N 4-АПГ15-10, от 18.02.2015 N 53-АПГ14-16). Ведь такое заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

– Необходимо учитывать, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному земельному участку, административный истец не вправе изменить требования в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки. В этом случае административный истец вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием, представив соответствующие доказательства (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2015 N 9-АПГ15-12).

  • По новым правилам, принимая решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
  • Важно учитывать, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная судом, используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Она применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Порядок применения кадастровой стоимости участка, установленной судом, для иных целей, предусмотренных законодательством (например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости), другой.

В таких случаях установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 3, 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

  • Административному истцу придется оплатить госпошлину в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в отношении каждого земельного участка, кадастровую стоимость которого он оспаривает (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). В случаях и порядке, которые установлены НК РФ, могут применяться льготы по уплате госпошлины (ст. 104 КАС РФ).

КАС РФ также предусматривает возможность применения льгот по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ст. 107 КАС РФ).

Заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

(на основании судебной практики Мосгорсуда)

В ____________________ (суд субъекта РФ)

Заявитель: __________(Ф.И.О.)___________

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

Представитель заявителя: ___(Ф.И.О.)____

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

Заинтересованное лицо: (наименование)

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

Госпошлина: _____________________ рублей

Заявителю на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее – Земельный участок). Права Заявителя на Земельный участок подтверждаются свидетельством о праве собственности/выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной “___” ________ _____ г./иными документами.

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования/другого органа власти от “___” ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на “___” ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) рублей, что подтверждается кадастровым паспортом Земельного участка от “___” ________ _____ г./кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____/выпиской из государственного кадастра недвижимости N _____, выданной “___” ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на “___” ________ _____ г. составляет ______ (__________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____/отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от “___” ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) рублей.

2. Обязать Заинтересованное лицо внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) рублей.

Приложения:

1. Доказательства, подтверждающие права Заявителя на Земельный участок: копия свидетельства о праве собственности на Земельный участок от “___” ______ ___ г. N ___/копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной “___” ________ _____ г./копии других документов, подтверждающих права Заявителя на Земельный участок.

2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровый паспорт Земельного участка от “___” ________ _____ г./кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____/выписка из государственного кадастра недвижимости N _____, выданная “___” ________ _____ г./другие документы.

3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____/отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от “___” ________ _____ г. N _____/другие документы.

4. Копии заявления и приложенных к нему документов Заинтересованному лицу.

5. Квитанция об уплате государственной пошлины.

6. Доверенность представителя от “___” ______ ___ г. N ___ (если заявление подписано представителем Заявителя).

“___” __________ ____ г.

Заявитель (представитель):

________________/________________________________/

(подпись)                (Ф.И.О.)

Судебные акты, прилагаемые к административному исковому заявлению:

Определение Верховного Суда РФ от 9 сентября 2015 г. N 55-АПГ15-13

Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 16-АПГ15-21

Апелляционное определение Московского городского суда от 8 июля 2013 г. по делу N 11-21354

Апелляционное определение Московского городского суда от 8 июля 2013 г. по делу N 11-21353/2013

Примечание. Данный образец основан на положениях КАС РФ и разъяснениях Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

В ____________________ (суд субъекта РФ)

Административный истец: ____(Ф.И.О.)____

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

Представитель административного истца:

________________(Ф.И.О.)________________

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

Административный ответчик: _____________

_____________(наименование)_____________

адрес: ________________________________,

телефон: ______________________________,

эл. почта: _____________________________

Госпошлина: _____________________ рублей

Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее – Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная “___” ________ _____ г./иные документы).

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от “___” ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на “___” ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, а также кадастровым паспортом Земельного участка от “___” ________ _____ г./выпиской из государственного кадастра недвижимости N _____, выданной “___” ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на “___” ________ _____ г. составляет ______ (__________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от “___” ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

ИЛИ

Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

– при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка, в частности, его целевое назначение и разрешенное использование/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Об этом свидетельствуют: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, а также кадастровый паспорт Земельного участка от “___” ________ _____ г./Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____, которым Земельный участок предоставлен Истцу в собственность/Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____ об изменении цели предоставления земельного участка/технический паспорт на нежилое строение, которое расположено на Земельном участке и обозначено в кадастровом плане/Приказы Министерства имущественных отношений ________ от “___” ________ _____ г. N _____, которыми кадастровая стоимость Земельного участка Истца ошибочно определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для определенной группы видов разрешенного использования/другие документы, подтверждающие недостоверные сведения о земельном участке.

– допущена кадастровая ошибка, повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

– допущена техническая ошибка, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости Земельного участка в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

Неверное определение кадастровой стоимости Земельного участка нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

На основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ПРОШУ:

1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) рублей.

2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) рублей.

ИЛИ

1. Изменить кадастровую стоимость Земельного участка, установив ее в размере ______ (__________) рублей.

2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость Земельного участка в размере ______ (__________) рублей.

Приложения:

1. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок: нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на Земельный участок (свидетельство о праве собственности на Земельный участок от “___” ______ ___ г. N ___/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная “___” ________ _____ г./другие документы, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок).

2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____ (кадастровый паспорт Земельного участка от “___” ________ _____ г./выписка из государственного кадастра недвижимости N _____, выданная “___” ________ _____ г./другие документы).

3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от “___” ________ _____ г. N _____/другие документы.

4. Доказательства, подтверждающие неверно определенную кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от “___” ________ _____ г. N _____, а также кадастровый паспорт Земельного участка от “___” ________ _____ г./Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____, которым Земельный участок предоставлен Истцу в собственность/Распоряжение главы _______ муниципального района от “___” ________ _____ г. N _____ об изменении цели предоставления земельного участка/технический паспорт на нежилое строение, которое расположено на Земельном участке и обозначено в кадастровом деле/Приказы Министерства имущественных отношений ________ от “___” ________ _____ г. N _____, которыми кадастровая стоимость Земельного участка Истца ошибочно определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для определенной группы видов разрешенного использования/другие документы, подтверждающие недостоверные сведения о земельном участке/документы, подтверждающие наличие кадастровой ошибки/документы, подтверждающие наличие технической ошибки/другие документы.

5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов Административному ответчику.

6. Квитанция об уплате государственной пошлины.

7. Доверенность представителя от “___” ______ ___ г. N ___ (если административное исковое заявление подписано представителем Административного истца).

“___” __________ ____ г.

Административный истец (представитель):

________________/________________________________/

(подпись)                (Ф.И.О.)