Поиск информации о должнике

У взыскателя при соблюдении ряда требований есть возможность получения определенных сведений о должнике, которые могут помочь ему максимально эффективно и оперативно добиться исполнения принятого в его пользу судебного решения.

Два варианта

Принудительное исполнение судебного решения о взыскании задолженности может осуществляться взыскателем самостоятельно либо при помощи и содействии государственных органов.

В первом случае взыскатель в силу положений ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» может самостоятельно обратиться с исполнительным документом о взыскании денежных средств или об их аресте в банк или иную кредитную организацию, в которых у должника открыт счет, а они обязаны снять денежные средства со счета должника и перечислить их на счет взыскателя. Порядок приема и исполнения исполнительных документов банками и иными кредитными организациями определен Положением Банка России от 10.04.2006 N 285-П.

Во втором случае взыскатель вправе обратиться в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении должника либо в арбитражный суд с заявлением о признании должника, как физического, так и юридического лица, несостоятельным (банкротом). При реализации последнего варианта должны соблюдаться дополнительные требования (в первую очередь речь идет о существовании задолженности определенного размера).

Следует согласиться с мнением о том, что самостоятельные действия взыскателя по исполнению судебного акта, постановления представляются более целесообразным и оперативным способом принудительного исполнения судебного решения по сравнению со способами, предусматривающими взаимодействие с государственными органами.

Источник сведений

При исполнении взыскателем судебного решения о взыскании задолженности ему необходимо знать информацию о кредитной организации, в которой у должника открыт счет, а также идентифицирующие данный счет сведения. Подобная информация может быть почерпнута кредитором из заключенного с должником договора, ненадлежащее исполнение обязательств которого послужило основанием возникновения задолженности. Но следует учитывать, что на момент обращения с заявлением об исполнении судебного решения рассматриваемая информация может потерять актуальность. Данное обстоятельство может быть вызвано как тем, что соответствующий расчетный счет может быть закрыт должником, так и тем, что он им просто-напросто не используется для осуществления расчетов.

С учетом подобных обстоятельств весьма важным становится вопрос получения взыскателем дополнительных сведений об актуальных счетах должника. Законодательно подобная возможность предусмотрена в п. 8 ст. 69 Закона N 229-ФЗ, устанавливающем право взыскателя обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений о должнике.

Требование взыскателя на получение указанных сведений может быть удовлетворено только при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению (по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 21 Закона N 229-ФЗ, срок предъявления исполнительных листов составляет три года с момента вступления в законную силу судебных актов, на основании которых они выданы).

Согласно разъяснениям ФНС России, содержащимся в письме от 10.04.2014 N СА-4-14/6708@, обратиться за получением сведений о банковских счетах должника взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения (месту жительства) или месту нахождения организации-должника.

Предусмотренные законом и запрошенные взыскателем в указанном порядке сведения о юридическом лице налоговые органы обязаны представить в течение семи дней со дня получения запроса.

Не вся информация доступна

С учетом положений п. 9 ст. 69 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ к числу сведений о должнике, которые может запросить у налогового органа взыскатель, относятся сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, а также сведения о номерах расчетных счетов.

Эти сведения в силу положений п. 9 ст. 84, п. 1 ст. 102 НК РФ составляют налоговую тайну, которая в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ не подлежит разглашению в том числе налоговыми органами, должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Соответственно предусмотренная п. 9 ст. 69 Закона N 229-ФЗ обязанность налогового органа представить указанную информацию в том числе по запросу взыскателя представляет собой предусмотренное федеральным законом исключение из общего правила о неразглашении налоговой тайны. Подобный вывод подтверждается разъяснениями соответствующих государственных органов (п. 5 письма ФНС России от 11.06.2009 N МН-22-6/469@, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26.11.2008 N 03-02-07/2-207).

Согласимся с позицией Минфина России, изложенной в письме от 26.10.2015 N 03-02-08/61403 и основанной на материалах судебной практики (Определение ВС РФ от 17.10.2014 N 303-КГ14-2670; Постановления ФАС ДО от 21.05.2014 N Ф03-1778/2014, ФАС ВСО от 13.02.2015 N Ф02-6464/2014), с учетом которой установленный в Законе N 229-ФЗ перечень сведений, которые могут быть запрошены у налоговых органов, сформулирован исчерпывающим образом, что не предусматривает возможности его расширительного толкования. Именно поэтому попытки взыскателя запросить у налогового органа, к примеру, бухгалтерскую отчетность должника останутся безрезультатными.

С подлинником надежнее

Для подтверждения своих прав на получение сведений о счетах должника в кредитных организациях взыскатель должен предъявить в налоговый орган одновременно с запросом подлинник либо заверенную копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

Представление вместе с запросом подлинника исполнительного листа не вызовет вопросов у налогового органа, но с точки зрения оперативности исполнения судебного решения такой вариант не выгоден взыскателю, который может одновременно предъявить исполнительный лист в известный ему банк, в котором должнику открыт счет, и параллельно запросить у налогового органа информацию о счетах должника в других банках на тот случай, если не удастся исполнить судебное решение за счет денежных средств на первом счете.

При этом в письме ФНС от 10.04.2014 N СА-4-14/6708@ отмечено, что при предъявлении взыскателем (уполномоченным представителем взыскателя) лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю (его уполномоченному представителю).

В указанном письме ФНС России рассмотрена ситуация, при которой взыскатель или представитель лично обращается в налоговый орган с запросом, но оставлено без внимания, когда взыскатель или его представитель обращается в налоговый орган путем отправления запроса с приложением подлинника исполнительного листа посредством услуг почтовой связи.

Очевидно, что в таком случае налоговый орган также обязан будет вернуть взыскателю подлинник исполнительного листа. Он может это сделать одновременно с представлением ответа на запрос взыскателя.

Сложности с копиями

Что же касается ситуации с подачей взыскателем запроса в налоговый орган с приложением копии исполнительного листа, то тут возможен ряд осложнений. Дело в том, что в письме ФНС от 10.04.2014 N СА-4-14/6708@ в рамках закрепления требования о представлении копии исполнительного листа отмечается, что подобная копия «может быть заверена нотариусом или судом, выдавшим взыскателю исполнительный лист». На практике можно встретиться с весьма узким необоснованным толкованием налоговыми органами данного положения, в рамках которого никакие иные формы заверения, в частности заверение исполнительного листа организацией-взыскателем, не признаются надлежащими, и в представлении запрошенных сведений взыскателю отказывают с мотивировкой ненадлежащего оформления документов, приложенных к запросу.

Но с подобным подходом налоговых органов нельзя согласиться. Не находит он поддержки и в судебной практике, которая обоснованно исходит из того, что ни Законом N 229-ФЗ, ни письмами ФНС России не предусмотрено для получения сведений о должнике обязательное представление копии исполнительного документа, заверенной в нотариальном порядке (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 N 09АП-6088/2015, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 17АП-3694/2015-АК, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 N 17АП-1538/2015-АК).

При этом суды обосновывали свою позицию следующими обстоятельствами.

Согласно положениям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 N 28, копией документа признается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы, в то время как заверенная копия документа — это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

В настоящий момент указанный ГОСТ утратил силу, взамен него Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст с 1 марта 2014 года введен в действие ГОСТ Р 7.0.8.2013, которым внесен ряд коррективов в указанные определения, не влияющих по существу на применяемый судами подход. Теперь под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа, а под заверенной копией документа — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X установлен порядок выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан. Если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, то верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данной организации. По аналогии закона указанный принцип может быть применим к свидетельствованию верности копий любых документов, исходящих от юридических лиц.

А поскольку положениями действующего законодательства не предусмотрено для получения взыскателем сведений о должнике обязательное представление копии исполнительного листа, заверенной в нотариальном порядке, то надлежащим образом заверенной копией исполнительного листа может являться копия, заверенная подписью генерального директора и печатью организации-взыскателя.

Вместе с тем ввиду отмены Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» требования об обязательном наличии у хозяйственных обществ круглой печати на этой почве возможны дальнейшие сложности в признании обоснованности и законности самостоятельного заверения хозяйственными обществами копий документов.

Таким образом, следует признать, что взыскатель располагает эффективной возможностью по принудительному исполнению судебных актов, постановлений о взыскании задолженности с должников за счет самостоятельных действий, которой не следует пренебрегать, так как это при определенных обстоятельствах позволяет без участия государственного аппарата оперативно добиться целей взыскания задолженности.