Порядок эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерного общества

1.1. Размещение акций

Основные применимые нормы:

  • п. 5 ст. 9, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
  • п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг);
  • п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ);
  • п. п. 2.1.2, 3.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты);
  • п. 7.4.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 (далее — Положение N 27).

При учреждении АО акции размещаются путем распределения среди учредителей этого общества, а в случае учреждения АО одним лицом путем приобретения единственным учредителем (п. 2 ст. 25 Закона об АО, п. 3.1.1 Стандартов).

Размещение акций при учреждении АО осуществляется на основании договора о его создании, а в случае учреждения одним лицом — решения об учреждении, принятого единственным учредителем (п. 3.1.2 Стандартов).

Так, учредители АО заключают между собой письменный договор о создании общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению АО, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию АО.

При учреждении общества одним лицом соответствующее решение должно определять размер уставного капитала, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты (п. 5 ст. 9 Закона об АО).

Момент размещения акций

Размещение акций при учреждении АО имеет свои особенности. По общему правилу эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению (п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг).

Однако при учреждении АО эмиссионные ценные бумаги размещаются до государственной регистрации их выпуска (п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.1.2 Стандартов).

Распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) осуществляется в день государственной регистрации АО до государственной регистрации их выпуска (п. 3.1.1 Стандартов).

Моментом государственной регистрации АО признается внесение регистрирующим (налоговым) органом записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Внесение в реестр акционеров записи о размещении акций

Согласно п. 7.4.1 Положения N 27 при распределении акций в случае учреждения АО необходимо провести следующие мероприятия:

  • внести в реестр акционеров информацию об эмитенте в соответствии с п. 3.1 Положения N 27;
  • внести в реестр акционеров информацию о выпуске ценных бумаг в соответствии с п. 3.2 Положения N 27;
  • открыть эмиссионный счет эмитента и зачислить на него ценные бумаги в количестве, указанном в решении о выпуске ценных бумаг;
  • открыть лицевые счета зарегистрированным лицам и посредством списания ценных бумаг с эмиссионного счета эмитента зачислить на них такие бумаги в количестве, указанном в решении о выпуске ценных бумаг;
  • провести сверку количества размещенных ценных бумаг с количеством ценных бумаг, зачисленных на лицевые счета зарегистрированных лиц.

Обратите внимание!

Мероприятия по внесению в реестр акционеров записи о размещении акций проводятся независимо от того, кто является держателем реестра акционеров — эмитент или специализированный регистратор.

ЭТАП. 2 СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ АО

2.1. Составление решения о выпуске ценных бумаг АО

Основные применимые нормы:

  • п. 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты).

Согласно п. 2.4.2 Стандартов при составлении решения о выпуске ценных бумаг следует руководствоваться приложением 4 (1) к Стандартам

Решение о выпуске ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента. Передача эмитентом права подписания такого решения иным лицам, в том числе на основании доверенности, не допускается (п. 2.3.5 Стандартов).

2.2. Утверждение решения о выпуске ценных бумаг АО

Основные применимые нормы:

  • п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
  • п. 2.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты).

Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции такого совета (п. 2.3.2 Стандартов).

Согласно п. 1 ст. 64 Закона об АО если число акционеров — владельцев голосующих акций меньше 50, устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Далее будет рассмотрен порядок утверждения решения о выпуске ценных бумаг на заседании совета директоров АО.

2.2.1. Регистрация членов совета директоров (наблюдательного совета) АО, прибывших на заседание

Основные применимые нормы:

  • п. п. 1, 5, 8 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).

Порядок проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом или внутренним документом общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Законодательством РФ не предусмотрена регистрация членов совета директоров (наблюдательного совета). Однако это целесообразно для определения кворума.

Более того, чтобы избежать признания принятых на заседании решений недействительными, представляется, что регистрацию членов совета целесообразно проводить в письменной форме с фиксацией подписей.

2.2.2. Открытие заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО и определение кворума

Основные применимые нормы:

  • п. 2 ст. 67, п. п. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
  • п. 4.3.1 Кодекса корпоративного поведения от 05.04.2002, рекомендованного к применению распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 N 421/р (далее — Кодекс корпоративного поведения).

Законодательством РФ не регламентирована процедура открытия заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Порядок проведения таких заседаний определяется уставом или внутренним документом общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Председатель совета организует его работу (п. 2 ст. 67 Закона об АО). Представляется, что к такой организации относится и открытие заседания.

При открытии заседания председателю совета директоров (наблюдательного совета) следует установить наличие кворума.

Кворум для проведения заседания определяется уставом общества, но должен быть не менее половины от числа избранных членов совета (п. 2 ст. 68 Закона об АО).

При определении наличия кворума уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрена возможность учета высказанного в письменной форме мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании, по вопросам повестки дня (п. 1 ст. 68 Закона об АО). Рекомендуется закрепить в уставе положение о том, что при проведении заседаний в очной форме учитываются изложенные в письменной форме мнения отсутствующих членов совета директоров, но при определении кворума такие голоса не учитываются (п. 4.3.1 Кодекса корпоративного поведения).

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что дробный голос при определении кворума не может округляться в сторону уменьшения (см. Постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2004 N Ф09-3575/04-ГК по делу N А34-827/04).

Обратите внимание!

Когда количество членов совета директоров (наблюдательного совета) становится меньше количества, составляющего кворум, совет обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета). Оставшиеся члены совета вправе принимать решение только о созыве такого собрания (п. 2 ст. 68 Закона об АО).

Решения совета директоров (наблюдательного совета), принятые при отсутствии кворума, если его наличие является обязательным условием проведения заседания, или без необходимого для принятия решения большинства голосов, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке (п. 8 ст. 68 Закона об АО).

Председатель совета директоров (наблюдательного совета), установив наличие кворума для проведения заседания, оглашает повестку дня.

2.2.3. Принятие решений по вопросу повестки дня на заседании совета директоров (наблюдательного совета) АО

Основные применимые нормы:

  • п. 1 ст. 64, п. п. 1, 3 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
  • п. п. 2.3.2, 2.3.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты).

Повестка дня

Вопрос 1. Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

Решения на заседании совета директоров (наблюдательного совета) принимаются большинством голосов членов совета, участвующих в заседании, если Законом об АО, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета, не предусмотрено большее число голосов для принятия соответствующих решений (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

Принятие решения по вопросу повестки дня: Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

Голосование:

«ЗА» — ____ голосов.
«ПРОТИВ» — ____ голосов.
«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — ____ голосов.

РЕШИЛИ:

Утвердить решение о выпуске ценных бумаг общества.

При решении вопросов на заседании совета директоров (наблюдательного совета) каждый член совета обладает одним голосом. Уставом АО может быть предусмотрено право решающего голоса председателя совета в случае равенства голосов (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

Также следует отметить, что уставом или внутренним документом АО может быть предусмотрена возможность учета изложенного в письменной форме мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании, при определении результатов голосования по вопросам повестки дня (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Обратите внимание!

Передача права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета) иному лицу, в том числе другому члену совета, не допускается (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

2.2.4. Занесение результатов голосования в протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО

Основные применимые нормы:

  • п. 4 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).

На заседании совета директоров (наблюдательного совета) ведется протокол (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Содержание протокола (п. 4 ст. 68 Закона об АО)

  • Место и время проведения заседания.
  • Присутствующие лица.
  • Повестка дня.

Вопрос 1. Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

  • Вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним.
  • Принятые решения.

Вопрос, поставленный на голосование.

1. Об утверждении решения о выпуске ценных бумаг общества.

Итоги голосования:

«ЗА» — ____ голосов.
«ПРОТИВ» — ____ голосов.
«ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» — ____ голосов.

Решение:

Утвердить решение о выпуске ценных бумаг общества.

Протокол заседания совета подписывается председательствующим, который несет ответственность за правильность его составления (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Отсутствие в протоколе подписи секретаря заседания не влечет недействительности протокола, если он подписан председательствующим и иное не предусмотрено уставом общества.

Срок составления протокола

Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляется не позднее чем через три дня после проведения заседания (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

2.2.5. Порядок проведения заседания совета директоров в форме заочного голосования

Основные применимые нормы:

  • п. 1 ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
  • п. 4.3.2 Кодекса корпоративного поведения от 05.04.2002, рекомендованного к применению распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 N 421/р (далее — Кодекс корпоративного поведения).

Уставом или внутренним документом АО может быть предусмотрено, что совет директоров (наблюдательный совет) вправе принимать решения заочным голосованием (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Закон об АО не содержит положений, регламентирующих порядок проведения заседания совета в форме заочного голосования.

Порядок проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом или внутренним документом (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Следовательно, для проведения заседания в форме заочного голосования общество должно самостоятельно установить в своем уставе или внутреннем документе соответствующий порядок.

Обратите внимание!

В этом случае рекомендуется определить порядок и сроки направления каждому члену совета директоров бюллетеня для голосования и получения заполненного бюллетеня (п. 4.3.2 Кодекса корпоративного поведения).

ЭТАП 3. СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ АО

3.1. Составление отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО

Основные применимые нормы:

  • 2.6.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты).

При составлении отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО следует руководствоваться приложением 8 (1) к Стандартам

Отчет подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции, с указанием даты подписания и скрепляется печатью эмитента (п. 2.6.3 Стандартов).

Обратите внимание!

Передача эмитентом права подписания отчета об итогах выпуска ценных бумаг иным лицам, в том числе на основании доверенности, не допускается. Подписывая отчет, указанные выше лица подтверждают достоверность и полноту всей содержащейся в нем информацией (п. 2.6.3 Стандартов).

Лица, подписавшие отчет, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг содержащейся в отчете недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации (п. 2.6.3 Стандартов).

3.2. Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО

Основные применимые нормы:

  • п. 2.6.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты).

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг хозяйственного общества утверждается единоличным исполнительным органом общества, если его уставом принятие решения по данному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2.6.2 Стандартов).

Такое решение единоличного исполнительного органа АО оформляется соответствующим приказом.

В случае утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг коллегиальным исполнительным органом АО (правлением, дирекцией) или советом директоров (наблюдательным советом) АО такое решение принимается на соответствующем заседании и оформляется протоколом.

В протоколе заседания коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) или совета директоров (наблюдательного совета) необходимо указать сведения о наличии кворума, привести результаты голосования за принятие решения, а если оно принято советом директоров, указать имена членов совета, голосовавших за его утверждение (2.6.4 Стандартов).

ЭТАП 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПУСКА АКЦИЙ И ОТЧЕТА ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА АКЦИЙ

4.1. Подача документов в регистрирующий орган

Основные применимые нормы:

  • п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
  • п. 1 ст. 19, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг);
  • п. п. 2.1.5, 2.4.2, 2.4.7, 2.4.6, 2.6.4, 2.6.5, 3.2.1 — 3.2.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты);
  • Приказ ФСФР РФ от 18.09.2008 N 08-35/пз-н «О разграничении полномочий по государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами» (далее — Приказ ФСФР России от 18.09.2008 N 08-35/пз-н).
  • п. 5.4.1.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 г. N 717 (далее — Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам).

При учреждении АО государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией их выпуска (п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, п. 3.2.1 Стандартов).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Федеральная служба по финансовым рынкам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию выпусков акций и отчетов об итогах выпуска акций (п. 5.4.1.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам).

Полномочия по государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг разграничены между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами (Приказ ФСФР России от 18.09.2008 N 08-35/пз-н)

Документы, предоставляемые в регистрирующий орган (п. 2 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 2.4.2, 2.4.6, 2.6.4, 3.2.4 — 3.2.8 Стандартов)

1. Заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг. См. приложение 1 (2) к Стандартам >>>

2. Анкета эмитента. См. приложение 2 (1) к Стандартам >>>

3. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента.

Копия свидетельства о государственной регистрации акционерного общества.

4. Копия решения единственного учредителя об учреждении АО — эмитента (протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении АО — эмитента).

5. Копия договора о создании АО — эмитента (в случае учреждения общества двумя и более лицами).

6. Решение о выпуске ценных бумаг. См. Приложение 4 (1) к Стандартам.

7. Копия (выписка из) протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО или протокола общего собрания акционеров, на котором утверждено решение о выпуске ценных бумаг. В протоколе должны содержаться сведения о наличии кворума, приводиться результаты голосования за принятие решения, а если оно утверждено советом директоров (наблюдательным советом), — указываться имена членов совета, голосовавших за его утверждение.

Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции такого совета (п. 2.3.2 Стандартов). Если число акционеров — владельцев голосующих акций меньше 50, устав общества может предусматривать, что функции совета осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

8. Копия устава АО в действующей редакции со всеми изменениями и дополнениями.

9. Справка об оплате уставного капитала АО.

Справка должна содержать сведения о размере уставного капитала эмитента и его оплате. Подобная справка подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции (п. 2.4.6 Стандартов).

10. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг. См. Приложение 8 (1) к Стандартам.

11. Копия (выписка из) приказа единоличного исполнительного органа, или протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО, или протокола коллегиального исполнительного органа, которыми утвержден отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Если данное решение принято коллегиальным органом управления, необходимо указание о наличии кворума и приведение результатов голосования за принятие решения, а если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), — также указание имен членов совета, голосовавших за его утверждение.

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг хозяйственного общества утверждается единоличным исполнительным органом этого общества, если его уставом принятие решения по данному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2.6.2 Стандартов).

12. Копия отчета оценщика о рыночной стоимости имущества, внесенного в качестве платы за акции, если акции, размещенные при учреждении АО — эмитента, оплачены неденежными средствами (ценными бумами, вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку).

В регистрирующий орган предоставляются разделы отчета оценщика, содержащие:

  • основные факты и выводы (резолютивную часть);
  • сведения о заказчике оценки и об оценщике,

и страницы (страницу), содержащие(-ую) подпись и личную печать оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно (занимающегося частной практикой), или подпись оценщика, печать и подпись руководителя юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

13. Копия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти/органа власти субъекта РФ/органа местного самоуправления об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, если в качестве платы за акции, размещенные при учреждении АО — эмитента, подлежит внесению или внесено такое имущество.

14. Документ, подтверждающий наличие решения о предварительном согласовании в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» сделок по размещению ценных бумаг эмитента при создании общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (если совершение таких сделок допускается при наличии указанного решения об их предварительном согласовании).

15. Копия документа, подтверждающего право собственности эмитента на недвижимое имущество, если в качестве оплаты акций, размещенных при учреждении акционерного общества — эмитента, внесено такое имущество.

Указанным документом является свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (п. 1 ст. 9 Закона о регистрации прав). Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Служба).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в течение месяца со дня приема заявления и необходимых документов (п. 3 ст. 13 Закона о регистрации прав). Такие документы подаются эмитентом после его государственной регистрации. При этом документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) АО при его создании, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации общества (п. 3.2.2 Стандартов).

Учитывая, что в этом случае пересекаются две нормы, содержащие одинаковый срок — один месяц, то во избежание нарушения сроков регистрации выпуска ценных бумаг представляется целесообразным подать в регистрирующий орган справку с пояснением причин непредставления документа и расписку, подтверждающую получение Службой документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

16. Копия документа, подтверждающего получение разрешения уполномоченного органа исполнительной власти на создание АО — эмитента и осуществление выпуска ценных бумаг, если необходимость получения такого разрешения установлена федеральными законами.

17. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.

Платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной уплаты), которым подтверждается уплата эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Такой документ должен содержать отметку банка об уплате указанной пошлины. В письме ФСФР России от 19.01.2005 N 05-ОВ-03-3/461 содержится порядок заполнения расчетных (платежных) документов по уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий указанным органом и других платежей.

Размер государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг, — 20 000 рублей (пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Обратите внимание!

При одновременной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета, государственная пошлина за регистрацию отчета об итогах выпуска не уплачивается (п. 2.6.4 Стандартов, пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

18. Опись представленных документов.

Составляется по форме согласно приложению 3 к Стандартам

Для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при учреждении АО, создаваемого на базе имущества должника, в соответствии с п. 3.2.5 Стандартов в регистрирующий орган дополнительно предоставляются следующие документы:

  • копия плана внешнего управления должника, предусматривающего создание АО — эмитента;
  • копия (выписка из) протокола собрания кредиторов должника, на котором принято решение об утверждении плана внешнего управления должника. В протоколе должны содержаться сведения о наличии кворума и приводиться результаты голосования за принятие решения, а также все кредиторы должника, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника, и выбранные ими варианты голосования по вопросу об утверждении плана внешнего управления должника;
  • копия (выписка из) протокола собрания (заседания) органа управления должника, которым принято решение о замещении активов должника. Если такое решение принято коллегиальным органом управления, необходимо указание о наличии кворума и приведение результатов голосования за принятие решения, а если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), — также указание имен членов совета, голосовавших за его принятие.

При этом, если учреждение АО, создаваемого на базе имущества должника, осуществляется в ходе конкурсного производства, в регистрирующий орган представляются:

  • копия (выписка из) протокола собрания кредиторов должника, на котором принято решение о замещении активов должника. В протоколе должны содержаться повестка дня, сведения о наличии кворума и результаты голосования за принятие решения, а также все кредиторы должника, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника, и выбранные ими варианты голосования по вопросу о замещении активов должника;
  • копия определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего, который осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления.

Обратите внимание!

Документы предоставляются в регистрирующий орган в одном экземпляре, за исключением решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах их выпуска — эти документы предоставляются в трех экземплярах (п. п. 2.4.7, 2.6.5 Стандартов).

Если бумажный носитель документа, предоставляемого в регистрирующий орган, насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью его уполномоченного лица. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются. Верность копий документов должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами РФ (п. 2.1.5 Стандартов).

Документы, предоставляемые в регистрирующий орган также на электронном носителе

Стандартами (п. п. 2.4.7, 2.6.5) установлено, что ряд документов должен быть представлен в регистрирующий орган как на бумажном, так и на электронном носителе:

  • текст анкеты эмитента;
  • текст решения о выпуске ценных бумаг;
  • текст отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н.

Обратите внимание!

Тексты документов могут быть представлены в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных в установленном порядке электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи. В этом случае представления документов на бумажном носителе и текстов документов на электронном носителе не требуется (п. 2.1.5 Стандартов).

Порядок организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам утвержден Приказом ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н.

Срок предоставления документов в регистрирующий орган

Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) АО при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации общества (п. 3.2.2 Стандартов).

По вопросу о том, какие последствия влечет непредставление или несвоевременное представление документов на государственную регистрацию выпуска акций,

4.2. Принятие регистрирующим органом решения о государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций

Основные применимые нормы:

  • п. 1 ст. 19, п. 3 ст. 20, ст. 21 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг);
  • п. п. 2.1.2, 2.1.5, 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11, 2.4.12, 2.4.15, 2.4.16, 2.6.7, 2.6.8, 2.6.9, 2.6.11, 2.4.22 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее — Стандарты).

При учреждении АО государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией их выпуска (п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.1.2 Стандартов).

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его регистрации в течение 30 дней с даты получения документов и электронных носителей (п. 2.4.9 Стандартов, п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).

В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах их выпуска регистрирующий орган обязан в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту:

  • уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
  • уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска;
  • два экземпляра отчета об итогах выпуска ценных бумаг с отметкой о государственной регистрации (п. п. 2.4.15, 2.6.8 Стандартов).

Обратите внимание!

Если документы (тексты документов) представляются в форме электронных документов, регистрирующий орган также может направить (выдать) эмитенту документы в форме электронных документов. Указанные документы подписываются в установленном порядке электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи регистрирующего органа (п. 2.1.5 Стандартов).

Порядок организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам утвержден Приказом ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н.

Проведение проверки достоверности сведений

Течение 30-дневного срока, установленного п. 2.4.9 Стандартов и п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг для принятия решения о государственной регистрации выпуска акций или отказа в его регистрации может быть приостановлено в случае принятия регистрирующим органом решения о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. Срок приостановки не может превышать 30 дней. Для проверки достоверности указанных сведений регистрирующий орган запрашивает необходимые документы (п. 2.4.10 Стандартов, п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).

Такое решение принимается в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям Стандартов или иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также при выявлении иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее — устранимые нарушения), или признаков нарушений (п. 2.4.10 Стандартов).

Приостановление эмиссии ценных бумаг

В случае выявления устранимых нарушений или признаков нарушений после окончания срока, предусмотренного для проведения проверки достоверности сведений, регистрирующим органом принимается решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг (п. 2.4.12 Стандартов).

Обратите внимание!

Регистрирующий орган также вправе принять решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, если эмитент для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг предоставит не все документы, предусмотренные Стандартами, при несоответствии формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям Стандартов, а также в случае выявления иных устранимых нарушений или признаков нарушений (п. 2.6.7 Стандартов).

В названных случаях регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов (п. п. 2.4.12, 2.6.7 Стандартов).

Более подробную информацию о порядке приостановления эмиссии см. в Положении о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45.

Обратите внимание!

Эмитент представляет в регистрирующий орган только те документы, в которые вносились изменения и/или дополнения. Указанные документы представляются в установленном Стандартами количестве экземпляров с сопроводительным письмом и описью всех документов (п. п. 2.4.12, 2.6.7 Стандартов).

Регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске ценных бумаг, а также иные документы, представленные для государственной регистрации выпуска, изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства РФ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 2.4.11 Стандартов).

Отказ в государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций

Решение о таком отказе принимается регистрирующим органом по следующим основаниям (ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 2.4.16 и 2.6.9 Стандартов):

  • нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
  • несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона о рынке ценных бумаг, Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, либо исправленных, измененных и/или дополненных документов;
  • внесение в решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг) либо в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Регистрирующий орган обязан в течение трех дней с даты принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах их выпуска уведомить об этом эмитента (п. п. 2.4.15, 2.6.8 Стандартов).

Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке (п. п. 2.4.22, 2.6.11 Стандартов).