Практические вопросы о взыскании алиментных платежей

Одним из общественно значимых направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов является работа по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментных платежей.

В отличие от исполнительных документов иных категорий взыскания, исполнительные документы о взыскании алиментных платежей обладают рядом специфических особенностей, обусловленных правовой природой материальных правоотношений, порождающих указанные требования.

И, пожалуй, наиболее специфическим, определяющим моментом данной категории исполнительных документов является динамичность суммы, подлежащей взысканию.

Если по абсолютному большинству иных категорий исполнительных документов о взыскании той или иной задолженности сумма, подлежащая взысканию, указана в самом документе и может только уменьшаться по мере ее взыскания <1>, то по алиментным обязательствам с течением времени сумма, подлежащая взысканию, может как уменьшаться по мере ее взыскания, так и увеличиваться.

За исключением редких случаев, когда суд в исполнительном документе указывает на то, что на неуплаченную сумму задолженности подлежат начислению соответствующие проценты, подлежащие расчету судебным приставом-исполнителем на основании п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”.

Увеличение суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу о взыскании алиментных платежей, может происходить в случае:

  • проведения расчета задолженности;
  • индексации алиментных платежей.

В данной работе не рассматриваются иные случаи, влияющие на сумму, подлежащую взысканию по алиментному обязательству (именно по обязательству, но не на сумму по исполнительному документу), например случаи взыскания судом неустойки в порядке ст. 115 СК РФ, поскольку данные случаи связаны с рассмотрением отдельных исковых требований, но не изменяют тех требований, которые уже установлены судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.

Абсолютное большинство опубликованных работ, посвященных вопросам исполнения алиментных обязательств, не содержит анализа огромного множества тонкостей, влияющих на процессы изменения задолженности, не предлагают каких-либо методик осуществления расчета задолженности, индексации алиментных платежей при наличии тех или иных обстоятельств, изменяющих подлежащие применению формулы, ограничиваясь лишь ссылками на нормы ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, в которой в самом общем виде указан способ определения задолженности.

Мы постараемся остановиться на каждом моменте, определяющем результат данных явлений, привести конкретные методики расчета, которые могут быть использованы в практическом применении, позволяющие определить сумму, подлежащую взысканию по алиментному обязательству.

I. Расчет задолженности по исполнительному производствуто взыскании алиментных платежей

Как уже было указано выше, наиболее общие нормы об определении задолженности по исполнительному документу о взыскании алиментных платежей содержатся в ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Согласно ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

В случаях если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Из анализа указанной правовой нормы следует несколько выводов, имеющих практическое значение, для определения методики расчета задолженности.

Во-первых, по субъектному составу лиц, обязанных уплачивать алиментные обязательства, можно классифицировать на:

1) лиц, имеющих заработную плату и иные доходы;

2) лиц, не имеющих заработной платы и иных доходов.

В свою очередь, первую категорию должников <3> можно классифицировать на:

  • лиц, имеющих доходы не от предпринимательской деятельности, то есть граждан, работающих по трудовому договору, служебному контракту (государственные, муниципальные служащие), по гражданско-правовому договору, получающих доходы от иных источников, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • лиц, имеющих доходы от предпринимательской деятельности.

Данная классификация используется исключительно для практических целей, а именно для определения методики расчета, что, конечно же, не исключает случаи применения к одному и тому же субъекту, имеющему различные источники дохода, одновременно нескольких методик расчета.

Во-вторых, под лицами, которым расчет задолженности по алиментным обязательствам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации (условно назовем их “неработающие лица”), в законодательстве понимаются:

  • лица, которые в период, за который должны были быть уплачены алименты, не работали;
  • а также лица, которые хотя и работали, но не представили документы, подтверждающие заработок и (или) иной доход.

Данная группа лиц относится ко второй категории в принятой нами классификации.

Итак, для удобства рассмотрения методик определения задолженности используется следующая классификация субъектов, обязанных уплачивать алименты:

  • лица, работающие по трудовому договору (служебному контракту), получатели пенсий, стипендий и иных аналогичных выплат;
  • неработающие лица;
  • лица, имеющие доход от предпринимательской деятельности.

Определившись с классификацией субъектов, необходимо также учитывать следующие общие моменты, относящиеся ко всем указанным категориям лиц:

  • взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа, или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию. Таким образом, важно выбрать не только методику, по которой следует производить расчет задолженности, но и период, за который указанная задолженность образовалась.

В исполнительных документах судом указывается дата, с которой подлежат взысканию алиментные платежи. По общему правилу расчет задолженности по алиментным платежам может быть произведен за период, который включает в себя промежуток времени, начало исчисления которого не может быть ранее вышеуказанного периода, обозначенного в исполнительных документах.

Но если исполнительный документ предъявляется для исполнения позднее указанной даты, то применению подлежит норма о трехлетнем сроке.

Например, если алиментные платежи в соответствии с исполнительным документом подлежат взысканию с 01.02.2010, но исполнительный документ предъявлен для исполнения 01.06.2016, то расчет задолженности может быть произведен не с 01.02.2010, а с 01.06.2013, то есть в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к исполнению;

  • по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, подлежащей в виде определенной денежной суммы взносу в казну (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П), алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментообязанное лицо вправе распоряжаться.

Следовательно, суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментообязанного лица, и подлежат вычету из суммы дохода, исходя из которой определяется размер подлежащих уплате алиментов.

Таким образом, для правильного определения задолженности по алиментным обязательствам, независимо от статуса плательщика, судебный пристав-исполнитель, на исполнении у которого находится соответствующее исполнительное производство, последовательно совершает следующие действия, которые являются общим алгоритмом, независимо от подлежащей применению методике:

  • определяет период, за который должен быть произведен расчет задолженности;
  • определяет размер дохода, исходя из которого должен быть произведен расчет задолженности;
  • производит расчет общей задолженности за определенный период;
  • вычитает сумму денежных средств, уплаченных должником в счет исполнения обязательства по уплате задолженности;
  • выносит постановление о расчете задолженности по алиментным платежам.

Необходимо учитывать, что с учетом того, что алиментные обязательства являются периодическим ежемесячным платежом (ст. 81, 83, 86 Семейного кодекса Российской Федерации) и к порядку исчисления сроков их уплаты подлежат применению правила, предусмотренные ст. 15, 16 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, задолженность может быть начислена только после 1 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, за который указанный платеж должен был быть произведен.

Аналогичная позиция нашла свое подтверждение и в толковании указанных норм органами судебной власти (например, в Обобщении практики по применению судами Волгоградской области ст. 157 УК РФ за 2012 – 2013 годы).

При определении перечня источников дохода, которыми следует руководствоваться для определения задолженности по алиментам, необходимо использовать Перечень видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841. Иные источники доходов, за исключением указанных в Перечне, не могут учитываться для определения размера задолженности.

Так, Апелляционным определением Астраханского областного суда от 23.12.2015 N 33А-4696/2015 довод истца о том, что расчет задолженности по алиментам должен быть произведен исходя из получаемой им компенсации по уходу за нетрудоспособным гражданином, судом отклонен, поскольку компенсационные выплаты в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами не отнесены к видам доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (п. 5 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”).

Кроме того, при удержании алиментов из денежных средств, полученных лицом, имеющим алиментные обязательства по договору купли-продажи объектов недвижимого и движимого имущества, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 17.01.2012 N 122-О-О “По жалобе гражданина Гниломедова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом “о” пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”.

С учетом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд.

Таким образом, не могут взыскиваться алименты с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности при разовых сделках (имеются в виду сделки, в которых происходит обмен эквивалентных товаров, например продажи квартиры, земельного участка, садового домика и др., то есть там, где реализация товара происходит по их действительной стоимости (без прибавочной стоимости)).

Продавая имущество по его стоимости, гражданин никакого дохода (в смысле увеличения размера своих активов) не получает, преобразуется лишь форма активов его имущества из натуральной (объект) в универсальную денежную.

Рассмотрим подробнее возможные методики расчета.

1. Расчет задолженности по алиментам в отношении лиц, работающих по трудовому договору (служебному контракту), получателей пенсий, стипендий и иных аналогичных выплат.

Расчет задолженности в отношении должников, работающих по трудовому договору (служебному контракту), получателей пенсий, стипендий и иных аналогичных выплат осуществляется в зависимости от величины заработной платы и иных получаемых доходов.
Вместе с тем при определении задолженности необходимо учитывать, что размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”).

Так, согласно ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%.

Согласно ч. 3 ст. 203 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, сведения о размере заработной платы, исходя из которого должен производиться расчет задолженности по алиментам, необходимо получать из справки формы 2-НДФЛ “Справка о доходах физического лица за 20__ год”.

Применение вышеизложенного алгоритма расчета задолженности в отношении работающих лиц будет выглядеть следующим образом.

Например, решением суда с должника Иванова И.И. взысканы алиментные платежи в размере 1/4 части всех видов заработной платы на содержание несовершеннолетнего ребенка начиная с 10.02.2016.

Ежемесячный размер заработной палаты должника составляет 20 000,00 руб. Должником представлены квитанции об уплате алиментных платежей на сумму 10 000,00 руб.

При этом необходимо рассчитать долг с 10.02.2016 по 01.06.2016.

Для определения задолженности судебный пристав-исполнитель, в соответствии с вышеизложенным алгоритмом:

  • определяет период, за который должен быть произведен расчет задолженности. В данном случае, как мы уже указали выше, рассматриваемый период образования задолженности будет с 10.02.2016 по 01.06.2016;
  • определяет размер дохода, исходя из которого должен быть произведен расчет задолженности.

Как мы уже указали, сумма ежемесячного дохода составляет 20 000,00 руб.

Для расчета задолженности нам необходимо определить чистый доход, то есть сумму дохода без учета суммы налога на доходы физических лиц.

Исходя из размера дохода сумма налоговых платежей, подлежащих уплате, составляет 2600,00 руб. ((20 000,00 руб. x 13%) / 100%), где:

  • 20 000,00 руб. – сумма дохода по трудовому договору;
  • 13% – ставка по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, сумма чистого ежемесячного дохода (при условии, что должник отработал полный месяц), исходя из которого должен производиться расчет задолженности по алиментным обязательствам, составляет 17 400,00 руб. (20 000,00 руб. – 2600,00 руб.), где 2600,00 руб. – это сумма налога, подлежащая уплате.

Сумма ежемесячного платежа по алиментным обязательствам, при условии того, что должником отработан полный месяц, составляет:
17 400,00 руб. / (1/4) = 4350,00 руб., где:

  • 17 400,00 руб. – сумма чистого дохода;
  • 1/4 – установленная судом доля заработной платы, подлежащая ежемесячной оплате в счет алиментных обязательств;
  • производит расчет общей задолженности за период ее образования.

В феврале 2016 г. расчет производится за период с 10.02.2016 по 29.02.2016, то есть за неполный месяц, или за 20 дней, по следующей формуле:

(4350,00 руб. x 20) / 29 = 3000,00 руб., где:

  • 4350,00 руб. – сумма ежемесячного платежа, при условии того, что должником отработан полный месяц;
  • 20 – количество дней февраля, входящих в период, за который образовалась задолженность;
  • 29 – количество дней в феврале 2016 г.

За март – май 2016 г. расчет задолженности определяется следующим образом:
4350,00 руб. x 3 = 13 050,00 руб., где:
– 4350,00 руб. – сумма ежемесячного платежа, при условии того, что должником отработан полный месяц;
– 3 – количество полных месяцев, вошедших в период март – май 2016 г.
Итого, за период с 10.02.2016 по 01.06.2016 размер задолженности составил:
3000,00 руб. + 13 050,00 руб. = 16 050,00 руб., где:
– 3000,00 руб. – сумма, подлежащая уплате за 20 дней февраля 2016 г.;
– 13 050,00 руб. – сумма, подлежащая уплате за март – май 2016 года;
– вычитает сумму денежных средств, уплаченных должником в счет исполнения обязательства по уплате задолженности. В данном случае должником, как уже было указано выше, в счет исполнения обязательств по уплате алиментов уплачено 10 000,00 руб.
Таким образом, общий размер задолженности по алиментам составляет:
16 050,00 руб. – 10 000,00 руб. = 6050,00 руб.;
– выносит постановление о расчете задолженности по алиментным платежам.
2. Расчет задолженности по алиментам в отношении “неработающих лиц”.
Как уже было указано, “неработающими” они называются условно, и под данной категорией лиц в законодательстве понимаются лица:
– которые в период, за который должны были быть уплачены алименты, не работали (то есть не имели официального источника дохода);
– а также лица, которые хотя и работали, но не представили документы, подтверждающие заработок и (или) иной доход.
Расчет задолженности указанным лицам производится исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации <8>.
——————————–
<8> Представляется, что применение в данном случае размера средней заработной платы по Российской Федерации не вполне согласуется с духом закона и с иными его положениями, определяющими размер задолженности.
Например, при индексации алиментов учитывается размер прожиточного минимума, установленный в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица. Вполне логичным было бы и при определении размера задолженности руководствоваться размером средней заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации по месту жительства получателя алиментов.

При определении задолженности в отношении неработающих лиц необходимо учитывать, что во внимание принимается размер средней заработной платы по Российской Федерации, необходимый для расчета задолженности, существующий на момент взыскания задолженности, то есть на момент вынесения постановления о расчете задолженности.
Например, если необходимо произвести расчет задолженности за период с января по май 2016 года нет необходимости отдельно принимать во внимание размер средней заработной платы за январь, затем за февраль и т.д. Во внимание принимается тот размер средней заработной платы по Российской Федерации, который существует на момент расчета задолженности (в данном случае за май 2016 г.), и за весь период январь – май 2016 г. (то есть в каждом месяце) применяется именно указанный размер средней заработной платы.
Аналогичная позиция изложена в письме ФССП России от 04.03.2016 N 00011/16/19313-АП “О расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации”, а также в ряде судебных актов судов общей юрисдикции <9>.
——————————–
<9> См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 14.08.2015 по делу N 33-29006/2015.

Официальные сведения о размере средней заработной платы опубликованы на сайте Росстата: http://www.gks.ru.
Кроме того, следует учитывать, что средняя заработная плата по Российской Федерации в данном случае не является реально полученным должником доходом и применяется исключительно для определения задолженности.
В связи с чем данный доход не подлежит налогообложению и, соответственно, при определении размера задолженности сумма налога на доходы физических лиц в размере 13% не вычитается, а во внимание принимается полная сумма заработной платы.
Например, решением суда с должника Иванова И.И. взысканы алиментные платежи в размере 1/4 части всех видов заработной платы на содержание несовершеннолетнего ребенка начиная с 10.12.2015.
Задолженность образовалась за период с момента вынесения судебного решения и по 01.04.2016. Должником представлены квитанции об уплате алиментных платежей на сумму 10 000,00 руб.
Необходимо рассчитать долг с 10.12.2015 по 01.04.2016.
Для определения задолженности судебный пристав-исполнитель, применяя вышеизложенный алгоритм:
– определяет период, за который должен быть произведен расчет задолженности. В данном случае период образования задолженности с 10.12.2015 по 01.04.2016;
– определяет размер дохода, исходя из которого должен быть произведен расчет задолженности.
Последний известный размер среднемесячной заработной платы по Российской Федерации (за март 2016 г.) составил 35 501,00 руб.
Сумма ежемесячного платежа за полный месяц составляет:
35 501,00 руб. / (1/4) = 8875,25 руб., где:
– 35 501,00 руб. – размер среднемесячной заработной платы в Российской Федерации на момент расчета задолженности;
– 1/4 – доля заработка и иного дохода, установленная в исполнительном документе;
– 8875,25 руб. – сумма ежемесячного платежа по алиментным обязательствам за полный месяц;
– производит расчет общей задолженности период ее образования.
В декабре 2015 г. расчет производится за период с 10.12.2015 по 31.12.2015, то есть за неполный месяц, или 22 дня:
(8875,25 руб. x 22) / 31 = 6298,56 руб., где:
– 8875,25 руб. – сумма ежемесячного платежа за полный месяц;
– 22 – количество дней декабря 2015 г., входящих в период, за который образовалась задолженность;
– 31 – количество дней в декабре 2015 г.
За январь – март 2016 г. расчет задолженности определяется следующим образом:
– 8875,25 руб. x 3 = 26 625,75 руб., где:
– 8875,25 руб. – сумма ежемесячного платежа за полный месяц;
– 3 – количество месяцев, вошедших в период январь – март 2016 г.
За период с 10.12.2015 по 01.04.2016 размер задолженности составил:
6298,56 руб. + 26 625,75 руб. = 32 924,31 руб., где:
– 6298,56 руб. – задолженность за период с 10 по 31 декабря 2015 г.;
– 26 625,75 руб. – задолженность за январь – март 2016 года;
– вычитает сумму денежных средств, уплаченных должником в счет исполнения обязательства по уплате задолженности. В данном случае должником в счет исполнения обязательств по уплате алиментов уплачено 10 000,00 руб.
Таким образом, общий размер задолженности по алиментам составляет:
32 924,31 руб. – 10 000,00 руб. = 22 924,31 руб.;
– выносит постановление о расчете задолженности по алиментным платежам.
3. Расчет задолженности в отношении индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пп. “з” п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определенного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, удержание алиментных платежей осуществляется в том числе с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Приказом Минтруда России N 703н, Минфина России N 112н, Минобрнауки России N 1294 от 29.11.2013 (зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2014 N 31039) утверждены разъяснения о порядке применения подпункта “з” пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841.
В соответствии с пп. 1 п. 2 указанного совместного Приказа к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности относится копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.
Таким образом, исходя из системного толкования норм ст. 82, 113 Семейного кодекса Российской Федерации, с учетом положений вышеуказанного Приказа при представлении копии налоговой декларации, независимо от размера указанного в ней дохода, судебный пристав-исполнитель обязан произвести расчет задолженности исходя из указанного в декларации дохода.
Вместе с тем зачастую индивидуальные предприниматели применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и представляют в налоговые органы налоговые декларации с нулевыми доходами (а также с иными суммами доходов, используемых исключительно для определения объекта налогообложения, которые не отражают фактически полученные доходы индивидуального предпринимателя).
При расчете задолженности по алиментным платежам на основании указанной налоговой декларации сумма подлежащих выплате алиментов составит 00,00 руб.
Нормы ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” четко определяют, что по среднемесячной заработной плате по Российской Федерации расчет задолженности осуществляется:
– если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало
– или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход.
При представлении должником нулевой декларации указанным документом фактически подтверждается, что лицо работало и надлежащим образом представило документы, подтверждающие его доход (хотя он и составляет 00,00 руб.).
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм семейного законодательства и законодательства об исполнительном производстве следует, что при представлении нулевой налоговой декларации судебный пристав-исполнитель (с учетом положений вышеуказанного совместного Приказа) не может произвести расчет задолженности по среднемесячной заработной плате по Российской Федерации <10>.
——————————–
<10> См., например: Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 04.08.2015 по делу N 33-7163/2015.
Ранее, до издания вышеуказанного совместного Приказа, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.10.2008 N 03-11-04/3/461 была выражена позиция о том, что согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации вмененный доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Поскольку вмененный доход не отражает реальной величины дохода, то он не может быть принят во внимание при расчете задолженности алиментов (аналогичной позиции придерживались и суды, см., например, решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 06.08.2012 по делу N 2-2594/2012).
Представляется, что в настоящее время данное письмо не может применяться, поскольку:
– во-первых, изменена сама позиция государственного органа, издавшего данное письмо, которая выражена в рассматриваемом Приказе, создателем которого в том числе является Министерство финансов РФ;
– во-вторых, письмо не является документом, содержащим нормы права (то есть не является нормативно-правовым актом, каковым, в свою очередь, является приказ).

Вместе с тем, проводя расчет задолженности по налоговой декларации, в соответствии с которой размер дохода равен 00,00 руб., должник фактически освобождается от исполнения алиментных обязательств, что прямо противоречит конституционной обязанности родителей о заботе о своих детях (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).
Представляется, что в таком случае в целях обеспечения фактической реализации вышеуказанной конституционной нормы расчет задолженности должен производиться исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации.
Аналогичной позиции придерживаются и суды при рассмотрении подобных споров.
Так, при рассмотрении одного из споров об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности Курганским областным судом в Определении от 30.06.2015 по делу N 33-1858/2015 выражена следующая позиция: “…за периоды, когда сумма дохода превысила сумму расхода, задолженность по алиментам должна быть рассчитана исходя из суммы дохода, а за периоды, когда сумма расходов превысила сумму доходов (то есть сумма доходов, полученных за этот период и причитающихся к выплате, равна нулю), задолженность по алиментам должна быть рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации…”
И далее: “…доводы заявителя о том, что при отсутствии дохода алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка не должны взыскиваться, судебной коллегией отклоняются.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В силу ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Таким образом, обязанность по содержанию несовершеннолетнего ребенка, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, при отсутствии у лица дохода, обязанного к уплате алиментов, не слагается…”
В связи с чем в случае:
– если сумма чистого дохода (сумма дохода минус сумма затрат на осуществление предпринимательской деятельности и сумма уплаченных налоговых платежей) составляет 00,00 руб.
– либо сумма чистого дохода является отрицательной,
судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации.
При этом алгоритм расчета задолженности в отношении должников – индивидуальных предпринимателей аналогичен алгоритму, определенному в п. 1 “Расчет задолженности по алиментам в отношении лиц, работающих по трудовому договору (служебному контракту), получателей пенсий, стипендий и иных аналогичных выплат” – когда сумма чистого дохода является положительной, и в п. 2 “Расчет задолженности по алиментам в отношении “неработающих лиц” – когда сумма чистого дохода является нулевой либо отрицательной.
По результатам произведенного расчета судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете задолженности, которое должно соответствовать требованиям ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” и в котором указываются все элементы, учтенные при определении размера долга, а именно:
– период, за который произведен расчет задолженности;
– принятый для определения задолженности размер дохода;
– учтенные при определении задолженности суммы платежей в счет ее погашения;
– принцип произведенного расчета задолженности <11>.
——————————–
<11> Так, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 05.11.2015 по делу N 33-16060/2015 судом указано на то, что оспариваемое постановление о расчете задолженности не может быть признано законным, поскольку в нем не указаны периоды, когда работал и когда не работал должник, имели ли место удержания по месту работы, не указаны даты и суммы частичной оплаты.

Копии постановления о расчете задолженности направляются должнику и взыскателю.
Кроме того, в указанном процессуальном документе необходимо обращать внимание на то, что согласно ч. 4 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности <12>.
——————————–
<12> По данному вопросу следует обратить внимание на Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 23.03.2016 по делу N 33а-4331/2016, в котором суд, отказывая в удовлетворении требования об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности, выразил следующую позицию: “…обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, М.А. ссылается на то, что размер задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем исчислен неверно. Таким образом, исходя из характера правоотношений, принимая во внимание, что М.А. фактически оспаривается размер задолженности по алиментам, т.е. от разрешения данных требований зависит определение гражданской обязанности должника исполнительного производства по погашению исчисленной задолженности по алиментам, а также учитывая, что определение надлежащего размера задолженности по алиментам направлено на защиту интересов не только самого М.А., но и на защиту интересов детей, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что заявленные М.А. требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства…”, а также на п. 7 Бюллетеня судебной практики Московского областного суда за третий квартал 2013 года (утв. Президиумом Мособлсуда).

В случае если необходимо произвести расчет задолженности за определенный период, в течение которого должник обладал различными статусами (часть времени не работал, часть времени работал по трудовому договору и т.д.), в каждом таком периоде следует применять соответствующую методику расчета.
Согласно ч. 2 ст. 120 Семейного кодекса Российской Федерации, алиментные обязательства прекращаются в связи со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алиментные платежи.
Вместе с тем задолженность по алиментным обязательствам, образовавшаяся на момент смерти лица, обязанного их уплачивать, включается в состав наследственного имущества и переходит к его правопреемникам, то есть наследникам, принявшим наследственное имущество <13>. Замена должника в исполнительном производстве на его правопреемников осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.
——————————–
<13> См.: Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 45-КГ16-1. Вообще с вопросами правопреемства при смерти должника – физического лица связан один из интересных моментов, не нашедший широко распространения в практике. А именно: согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если ни один из наследников не принял наследство, куда в том числе входят и долги наследодателя (ст. 1112 ГК РФ), то такое наследство, в том числе и долги по алиментам, считается выморочным и переходит в собственность Российской Федерации, которая, как правопреемник наследодателя, несет ответственность по его обязательствам перед взыскателем.

II. Порядок осуществления индексации алиментных платежей

Федеральным законом от 30.11.2011 N 363-ФЗ изменен порядок индексации алиментных платежей, уплачиваемых в твердой денежной сумме (ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации).
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 02.12.2011.
Согласно указанным изменениям индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производится в зависимости от изменения величины прожиточного минимума.
Таким образом, индексации подлежат только те алиментные платежи, которые взысканы не в долях к заработной плате или иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты (ст. 81 СК РФ), а в твердой денежной сумме, которая может выражаться:
– в соответствующей сумме денежных средств, например, “…взыскать алиментные платежи в размере 5000,00 руб. ежемесячно…”;
– в количестве минимальных размеров оплаты труда, например, “…взыскать алиментные платежи в размере 1,5 МРОТ ежемесячно…”;
– в количестве величин прожиточного минимума, например, “…взыскать алиментные платежи в размере 1,5 прожиточного минимума на ребенка ежемесячно…”.
При повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
О такой индексации работодатель должника обязан издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
Величина прожиточного минимума на территории Российской Федерации и по соответствующим субъектам Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Например, на территории Волгоградской области указанная величина определяется в соответствии с Законом Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД “О прожиточном минимуме в Волгоградской области”.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Волгоградской области определяется ежеквартально Администрацией Волгоградской области соответствующим постановлением.
Таким образом, постановление об индексации размера алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель обязан выносить ежеквартально, по мере изменения величины прожиточного минимума.
При индексации алиментных платежей следует учитывать, что в законодательстве определены следующие социально-демографические группы населения:
– трудоспособное население;
– пенсионеры;
– дети.
Соответственно, при индексации алиментных платежей необходимо принимать во внимание то, к какой из указанных групп относится лицо, на содержание которого взысканы алименты (то есть взыскатель): ребенок, пенсионер и т.д.
Как уже было указано выше, для индексации во внимание принимается та величина прожиточного минимума, которая установлена на территории, на которой проживает лицо, являющееся получателем алиментов (то есть взыскатель).
Например, если с должника, проживающего на территории Волгоградской области, взысканы алименты в пользу лица (взыскателя), проживающего в г. Москва, то индексация алиментов будет производиться на основании установленного на территории г. Москвы прожиточного минимума.
Далее, под индексацией понимается один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей <14>.
——————————–
<14> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

Таким образом, если в какой-то из периодов произошло не увеличение, а уменьшение прожиточного минимума, за данный период индексация алиментных платежей не производится.
Например, Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 11.08.2015 N 465-п “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2015 г.” прожиточный минимум на детей установлен в размере 9186,00 руб.
За третий квартал Постановлением того же органа от 09.11.2015 N 660-п указанная величина установлена в размере 8620,00 руб., что на 566 руб. меньше, чем в предыдущем периоде.
В случае применения методики расчетов индексации подлежащая взысканию сумма алиментных платежей уменьшится пропорционально уменьшению величины прожиточного минимума, что, конечно же, не является индексацией.
Для определения той или иной методики, в соответствии с которой должна быть проведена индексация, необходимо учитывать установленный судебным актом способ индексации алиментных платежей.
Так, если в исполнительном документе установлено, что сумма алиментных платежей подлежит индексации пропорционально росту минимального размера оплаты труда, то даже несмотря на то, что в законе установлена индексация в зависимости от величины прожиточного минимума, самостоятельно судебный пристав-исполнитель (или работодатель) не имеет права изменить установленный вступившим в законную силу судебным актом способ исполнения решения судебного акта и обязан проводить индексацию в соответствии с тем способом, который указан в судебном акте.
Вместе с тем если в исполнительном документе о взыскании алиментных платежей не определен способ индексации, то судебный пристав-исполнитель (работодатель) должен проводить индексацию в соответствии с законодательством, действующим на момент проведения данного действия.
Рассмотренные выше моменты позволяют прийти к выводу о том, что при индексации алиментных платежей судебный пристав-исполнитель осуществляет следующие действия:
– определяет социально-демографическую категорию, к которой относится лицо, на содержание которого взысканы алименты;
– определяет территорию, на которой проживает лицо, на содержание которого подлежат взысканию алименты, а также определяет установленную на данной территории величину прожиточного минимума;
– определяет период, за который должна быть проведена индексация;
– рассчитывает величину индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей;
– умножает величину рассчитанного индекса на сумму алиментных платежей, установленных в твердой денежной сумме (либо на дату последней индексации);
– выносит постановление об индексации алиментных платежей.
В зависимости от условий проведения индексации указанный алгоритм может дополняться и иными действиями, но в целом применим ко всем ситуациям.
Рассмотрим возможные варианты индексации алиментных платежей.
Вариант N 1.
Решением суда с должника Иванова И.И. взысканы алиментные платежи в твердой денежной сумме в размере 5000,00 руб. ежемесячно на содержание родителя, который является пенсионером, Петрова П.П., проживающего в г. Волгограде, начиная с 01.12.2015.
Необходимо произвести индексацию алиментов за период с 01.12.2015 по 01.06.2015.
В соответствии с вышеизложенным алгоритмом:
1. Судебный пристав-исполнитель определяет социально-демографическую категорию, к которой относится лицо, на содержание которого взысканы алименты. Установлено, что Петров П.П. является пенсионером.
2. Установлено, что взыскатель, на содержание которого подлежат взысканию алименты, проживает на территории Волгоградской области, соответственно, подлежит применению прожиточный минимум, установленный на территории Волгоградской области.
За период (с 01.12.2015 по 01.06.2016), за который следует произвести индексацию и в который происходили изменения величины прожиточного минимума, были изданы следующие нормативные правовые акты по вопросу величины прожиточного минимума:
– Постановление Администрации Волгоградской обл. от 09.02.2015 N 55-п “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за четвертый квартал 2014 г.”, в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 6480,00 руб.;
– Постановление Администрации Волгоградской обл. от 22.07.2015 N 415-п “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за первый квартал 2015 г.”, в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 7392,00 руб.;
– Постановление Администрации Волгоградской обл. от 11.08.2015 N 465-п “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2015 г.”, в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 7487,00 руб.
3. Судебный пристав-исполнитель определяет период, за который должна быть проведена индексация.
Алиментные платежи взысканы с 01.12.2015. Индексацию следует произвести по 01.06.2016.
4. Судебный пристав-исполнитель рассчитывает величину индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей.
В 4 квартале 2015 года, на который в том числе приходится период с 01.12.2015 по 31.12.2015, величина прожиточного минимума пенсионеров в Волгоградской области составила 6480,00 руб.
С 01.01.2016 величина прожиточного минимума для пенсионеров в Волгоградской области составила 7329,00 руб.
Соответственно, величина индекса составляет 1,31:
7329,00 / 6480,00 = 1,31,
где:
7329,00 – величина прожиточного минимума для пенсионеров за первый квартал 2016 г.;
6480,00 – величина прожиточного минимума для пенсионеров за 4-й квартал 2015 г.;
1,31 – размер индекса, применяемого с 01.01.2016.
С 01.04.2016 произошло очередное увеличение прожиточного минимума для пенсионеров Волгоградской области, размер которого составил 7487,00 руб.
Таким образом, с 01.04.2016 должна быть проведена следующая индексация суммы алиментных платежей, подлежащая ежемесячному взысканию, а именно:
7487,00 руб. / 7329,00 руб. = 1,02,
где:
7487,00 – величина прожиточного минимума для пенсионеров за 2-ой квартал 2016 г.;
7329,00 – величина прожиточного минимума для пенсионеров за первый квартал 2016 г.;
1,02 – размер индекса, применяемого с 01.04.2016.
5. Судебный пристав-исполнитель умножает величину рассчитанного индекса на сумму алиментных платежей, установленных в твердой денежной сумме.
Первую индексацию необходимо произвести с 01.01.2016, то есть при первом увеличении величины прожиточного минимума.
Порядок индексации будет следующим:
5000 x 1,31 = 6550,00 руб.,
где:
5000,00 – размер алиментных платежей, установленных решением суда;
1,31 – размер рассчитанного индекса, применяемого с 01.01.2016;
6550,00 руб. – сумма алиментных платежей, полученная после индексации и подлежащая ежемесячному взысканию с 01.01.2016 по 01.04.2016.
Вторую индексацию необходимо произвести с 01.04.2016, то есть при втором увеличении величины прожиточного минимума.
Порядок индексации будет следующим:
6550 x 1,02 = 6681,00 руб.,
где:
6650 – проиндексированный размер алиментных платежей, подлежащих уплате с 01.01.2016 по 01.04.2016;
1,02 – размер рассчитанного индекса, применяемого с 01.04.2016;
6681,00 руб. – сумма алиментных платежей, полученная после индексации и подлежащая ежемесячному взысканию с 01.04.2016 по 01.07.2016.
Далее, при последующих увеличениях величины прожиточного минимума индексация производится по аналогичной схеме.
3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об индексации алиментных платежей.
Вариант N 2.
С учетом того, что прожиточный минимум для индексации алиментов введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 363-ФЗ, который вступил в силу со 02.12.2011, а до введения указанной нормы индексация производилась в зависимости от величины минимального размера оплаты труда, то неизбежно возникновение ситуаций, когда индексировать алименты необходимо с применением обеих величин.
При расчете задолженности по алиментным платежам за периоды, в которые индексация производилась как в зависимости от минимального размера оплаты труда, так и от величины прожиточного минимума, судебный пристав-исполнитель совершает следующие действия:
– определяет период, за который следует произвести индексацию алиментных платежей;
– определяет периоды, за которые размер алиментных платежей должен быть проиндексирован в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ), рассчитывает величину индексов, на которые должно произойти увеличение алиментных платежей в зависимости от МРОТ;
– определяет социально-демографическую категорию, к которой относится лицо, на содержание которого взысканы алименты;
– определяет территорию, на которой проживает лицо, на содержание которого подлежат взысканию алименты, а также определяет установленную на данной территории величину прожиточного минимума;
– определяет период, за который должна быть проведена индексация в зависимости от прожиточного минимума;
– рассчитывает величину индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей при увеличении прожиточного минимума;
– умножает величину рассчитанного индекса на сумму алиментных платежей, установленных в твердой денежной сумме (либо на дату последней индексации);
– выносит постановление об индексации алиментных платежей.
Вернемся к нашему же примеру, но алиментные платежи в размере 5000,00 руб. должны быть взысканы с 01.12.2008 по 01.06.2012.
1. Судебный пристав-исполнитель определяет период, за который следует произвести расчет задолженности по алиментным платежам.
Судебным актом установлено, что алиментные платежи должны быть взысканы с 01.12.2008.
Индексацию необходимо произвести по состоянию на 01.06.2012.
Соответственно, период, за который должна быть произведена индексация, составляет с 01.12.2008 по 01.06.2012.
2. Судебный пристав-исполнитель определяет периоды, за которые размер алиментных платежей должен быть проиндексирован в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ), рассчитывает величину индексов, на которые должно произойти увеличение алиментных платежей в зависимости от МРОТ.
До 02.12.2011 индексация алиментных платежей производилась в зависимости от минимального размера оплаты труда.
Соответственно, за период с 01.12.2008 по 02.12.2011 индексация алиментов производится в зависимости от МРОТ.
За указанный период размер минимального размера оплаты труда изменялся следующим образом:
– с 01.12.2008 по 01.01.2009 размер МРОТ составлял 2300,00 руб.;
– с 01.01.2009 размер МРОТ составлял 4330,00 руб.;
– с 01.06.2011 размер МРОТ составлял 4611,00 руб.
Размер индексов в указанные периоды составил:
– с 01.12.2008 по 01.01.2009 индексация не производится, поскольку в данный период МРОТ не изменялся. В указанный период расчет задолженности будет производиться исходя из суммы алиментов, установленной судебным актом;
– с 01.01.2009 размер индекса составил 1,88 (4330,00 / 2300,00), где: 4330,00 – размер МРОТ, установленный с 01.01.2009, 2300,00 – размер МРОТ, установленный до 01.01.2009;
– с 01.06.2011 размер индекса составил 1,06 (4611,00 / 4330,00), где: 4611,00 – размер МРОТ, установленный с 01.06.2011, 4330,00 – размер МРОТ, установленный с 01.01.2009 по 01.06.2011.
3. Судебный пристав-исполнитель определяет социально-демографическую категорию, к которой относится лицо, на содержание которого взысканы алименты.
Установлено, что Петров П.П. является пенсионером.
4. Установлено, что взыскатель, на содержание которого подлежат взысканию алименты, проживает на территории Волгоградской области, соответственно, подлежит применению прожиточный минимум, установленный на территории Волгоградской области.
За период (с 02.12.2011 (дата вступления в силу Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ) по 01.06.2016), за который следует произвести индексацию и в который происходили изменения величины прожиточного минимума, были изданы следующие нормативные правовые акты по вопросу величины прожиточного минимума:
– Постановление Администрации Волгоградской обл. от 13.02.2012 N 87-п “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за четвертый квартал 2011 г.”, в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 4681,00 руб.;
– Постановление Правительства Волгоградской обл. от 27.04.2012 N 78-п “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за первый квартал 2012 г.”, в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 4772,00 руб.;
– Постановление Правительства Волгоградской обл. от 24.07.2012 N 284-п “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2012 г.”, в соответствии с которым величина прожиточного минимума для пенсионера составила 4801,00 руб.
5. В зависимости от величины прожиточного минимума индексация проводится с 01.01.2012 (поскольку именно с 01.01.2012 произошло первое увеличение величины прожиточного минимума с момента вступления в силу Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ) по 01.06.2016.
6. Рассчитывает величину индекса, на который должно произойти увеличение алиментных платежей при увеличении прожиточного минимума.
Первую индексацию, в зависимости от величины прожиточного минимума, необходимо произвести с 01.01.2012, то есть при первом увеличении величины прожиточного минимума.
Порядок расчета индекса будет следующим:
4772,00 / 4681,00 = 1,01, где:
– 4772,00 – величина прожиточного минимума за первый квартал 2012 года;
– 4681,00 – величина прожиточного минимума за четвертый квартал 2011 года;
– 1,01 – рассчитанный индекс.
Вторую индексацию, в зависимости от величины прожиточного минимума, необходимо произвести с 01.04.2012, то есть по мере последующего увеличения прожиточного минимума:
4801,00 / 4772,00 = 1,006, где:
– 4801,00 – величина прожиточного минимума за второй квартал 2012 года;
– 4772,00 – величина прожиточного минимума за первый квартал 2012 года;
– 1,009 – рассчитанный индекс.
7. Судебный пристав-исполнитель умножает величину рассчитанных индексов на сумму алиментных платежей, установленных в твердой денежной сумме (либо на дату последней индексации).
Период, за который производится индексация: с 01.12.2008 по 01.06.2012.
Индексация производится следующим образом:
– с 01.12.2008 по 01.01.2009 индексация не проводится, поскольку в данный период изменения МРОТ не происходило. Размер алиментных платежей за данный период составил 5000,00 руб. (сумма, установленная судебным актом);
– с 01.01.2009 индексация производится следующим образом: 5000,00 руб. x 1,88 = 9400,00 руб., где: 5000,00 руб. – сумма ежемесячных алиментных платежей, установленных судебным актом, 1,88 – индекс, рассчитанный при увеличении МРОТ с 01.01.2009, – 9400,00 руб. – сумма проиндексированных с 01.01.2009 алиментных платежей.
Таким образом, с 01.01.2009 ежемесячному взысканию с должника подлежала сумма в размере 9400,00 руб.;
– с 01.06.2011 размер проиндексированных платежей составил 9964,00 руб. (9400,00 x 1,06), где: 9400,00 руб. – сумма ежемесячных алиментных платежей, полученных при предыдущей индексации, 1,06 – индекс, рассчитанный при увеличении МРОТ с 01.06.2011.
При последующей индексации алиментных платежей на индекс умножается сумма ежемесячных платежей, полученная при предыдущей индексации, а не сумма платежей, установленная судебным актом.
Сумма платежей, установленная судебным актом, умножается на индекс только при проведении первой индексации;
– с 02.12.2011 Законом определено, что индексация производится не в зависимости от МРОТ, а в зависимости от прожиточного минимума.
Вместе с тем с 02.12.2011 по 01.01.2012 индексация алиментных платежей не производится, поскольку изменения прожиточного минимума в указанный период не происходили. Указанные изменения произошли с 01.01.2012;
– с 01.01.2012 индексация производится следующим образом: 9964,00 руб. x 1,01 = 10 063,64, где: 9965,00 руб. – сумма ежемесячных алиментных платежей, полученных при предыдущей индексации, 1,01 – индекс, рассчитанный при увеличении прожиточного минимума, 10 063,64 руб. – сумма ежемесячных алиментных платежей, подлежащих взысканию с 01.01.2012;
– с 01.04.2012 индексация производится следующим образом: 10 063,64 руб. x 1,009 = 10 154,21, где: 10 063,64 руб. – сумма ежемесячных алиментных платежей, полученных при предыдущей индексации, 1,009 – индекс, рассчитанный при увеличении прожиточного минимума с 01.04.2012, 10 154,21 руб. – сумма ежемесячных алиментных платежей, подлежащих взысканию с 01.04.2012.
Таким образом, сумма ежемесячных алиментных платежей составляет:
– с 01.12.2008 по 01.01.2009 – 5000,00 руб.;
– с 01.01.2009 по 01.06.2011 – 9400,00 руб.;
– с 01.06.2011 по 01.01.2012 – 9964,00 руб.;
– с 01.01.2012 по 01.04.2012 – 10 063,64 руб.;
– с 01.04.2012 – 10 154,21 руб. и т.д.
8. О произведенной индексации судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление.
Вариант N 3.
Величина алиментных платежей в твердой денежной сумме установлена в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ), и при этом в решении суда не указан способ проведения индексации.
Например, решением суда с должника Иванова И.И. взысканы алиментные платежи в твердой денежной сумме в размере 1,5 МРОТ ежемесячно на содержание родителя, который является пенсионером, Петрова П.П., начиная с 01.12.2015.
Необходимо проиндексировать алименты с 01.12.2015 по 01.06.2016.
При указанной ситуации имеются следующие противоречия.
С одной стороны, в исполнительном документе уже заложен способ индексации путем указания на величину МРОТ, с изменением которой и должно происходить изменение подлежащей взысканию суммы.
В таком случае индексация алиментных платежей происходит путем умножения величины МРОТ, указанной в исполнительном документе, на сумму измененного минимального размера труда в денежном выражении, а именно:
– на 01.12.2015 размер МРОТ составил 5965,00 руб., соответственно, подлежащая взысканию сумма равна 1,5 x 5965,00 руб. = 8947,50 руб.;
– с 01.01.2016 произошло увеличение МРОТ до 6204 руб., соответственно, для индексации необходимо 1,5 умножить на 6204 руб., и получим проиндексированную сумму платежей, подлежащую ежемесячной выплате в размере 9306,00 руб., и т.д. в соответствии с каждым ежемесячным увеличением минимального размера оплаты труда.
По аналогичной схеме производилась бы индексация, если бы в решении суда было указано на взыскание алиментных платежей в размере 1,5 размера величины прожиточного минимума (то есть простого умножения размера величины, установленной в решении суда на измененную в денежном выражении величину прожиточного минимума).
С другой стороны, если в указанном решении суда прямо не указан способ индексации алиментных платежей, то исполнять решение суда необходимо в соответствии с законодательством, действующим на момент исполнения решения суда, то есть индексация, в точном соответствии с требованиями ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, должна производиться пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Для указанного способа необходимо перевести сумму подлежащих взысканию алиментов из минимальных размеров оплаты труда в рубли, а именно 1,5 умножить на 5965,00 руб., то есть на сумму минимального размера оплаты труда, существовавшего на момент присуждения алиментных платежей.
Далее, получившуюся сумму подлежащих ежемесячной уплате алиментных платежей в размере 8947,50 руб. индексируем по схеме, предложенной в варианте N 1.
Конечно, возникающие на практике варианты ситуаций, при которых необходимо учитывать и дополнительные условия, не ограничиваются рассмотренными выше. Изложенные варианты дают лишь принципы для проведения расчетов, подлежащие применению к наиболее типичным ситуациям.
Кроме того, условия применения изложенных методик постоянно корректируются и судебными актами, в которых изменяется толкование содержащихся в нормативных правовых актах категорий.
В целом анализ складывающейся на сегодняшний день ситуации в данном вопросе говорит о том, что нормативный материал, содержащийся лишь в двух во многом дублирующих друг друга нормах ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, является явно недостаточным, не учитывает всего многообразия возникающих форм проявления сути исследуемого явления и требует дальнейшего развития.