Процедура банкротства проще упрощенной

Параграф 1 главы XI Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) предусматривает возможность банкротства компании-должника по упрощенной процедуре, что имеет ряд бесспорных преимуществ, в том числе как для должника, так и для кредиторов должника, оказывающих влияние на принимаемые органами управления должника решения, особенно при реализации в ускоренном порядке получившего в последнее время свое развитие института «контролируемого банкротства».

Из ст. 225 Закона о банкротстве следует, что арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства на основании заявления лиц, установленных в ст. 224 Закона, которая устанавливает, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Пункт 2 ст. 224 Закона о банкротстве предусматривает, что при обнаружении указанных обстоятельств после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника. При этом в силу п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве упрощенная процедура в деле о банкротстве на основании заявления данных лиц не применяется, из чего следует, что упрощенная процедура в деле о банкротстве ликвидируемого должника применяется только при возбуждении дела на основании заявления ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Данные положения Закона разумны и обоснованны, поскольку обстоятельства о том, что стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, может установить только ликвидационная комиссия (ликвидатор) в силу своих специальных полномочий.

Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязательный последовательный порядок, применяемый при ликвидации юридического лица до обращения в суд с заявлением о банкротстве, который включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
  • 2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
  • 3. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
  • 4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
  • 5. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Являются ли данные нормы императивными, или при их системном толковании возможно упростить вышеизложенную процедуру или вовсе ее избежать?

Закон о банкротстве не предусматривает возможности применения упрощенной процедуры в деле о банкротстве ликвидируемого должника (без применения наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления) на основании заявления кредитора.

В свою очередь, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2004 г. N 1560/04 по делу N А47-6714/2003-14ГК разъяснил, что согласно ст. 7 и 11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Положения ст. 224 — 226 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», являющиеся специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению кредитора.

При этом данное Постановление не дает ответа на вопрос, в каком порядке должно быть рассмотрено заявление кредитора о признании банкротом ликвидируемого должника и какой итоговый судебный акт должен быть принят по результатам рассмотрения заявления кредитора.

С одной стороны, согласно п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений (перечень полномочий суда исчерпывающий):

  • о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
  • об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;
  • об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Но относительно вопроса о том, в каком порядке должно быть рассмотрено заявление кредитора о признании банкротом ликвидируемого должника, существует иная судебная практика (к примеру, дело N А60-29762/2013, Апелляционное постановление от 18 февраля 2014 г. N 17АП-14530/2013-ГК).

С заявлением о признании компании-должника банкротом в суд обращается общество-кредитор на общих основаниях. Арбитражный суд принимает к производству заявление общества о признании должника банкротом.

Впоследствии в день рассмотрения требования кредитора суд устанавливает, что из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и отзыва должника следует, что в реестр внесена запись о начале ликвидации компании-должника, и на основании этого суд переходит к упрощенной процедуре банкротства компании-должника, как ликвидируемого должника.

Итоговым решением арбитражного суда по результатам рассмотрения заявления конкурсного кредитора в отношении ликвидируемого должника по упрощенной процедуре открыто конкурсное производство. Заявление о банкротстве, поданное впоследствии в суд ликвидатором, возвращено заявителю, поскольку на соответствующую дату отсутствовали основания для принятия заявления должника к рассмотрению.

Следовательно, процедуру ликвидации, установленную ст. 63 Гражданского кодекса РФ, возможно было избежать, одновременно начав процедуру ликвидации должника (в том числе без назначения ликвидатора) и подав заявление в суд о признании ликвидируемого должника конкурсным кредитором на общих основаниях.

В процессе реформирования законодательства о банкротстве ст. 63 Гражданского кодекса РФ претерпела изменения и в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ дополнена пунктом 3 в новой редакции, которая устанавливает, что в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Казалось бы, данная норма принята законодателем с целью исключить возможность применения схемы банкротства ликвидируемого должника, подобной вышеизложенной, поскольку сам факт возбуждения дела о банкротстве (не важно, по чьему заявлению) прекращает ликвидацию, а дело о банкротстве должно рассматриваться в общем порядке, поскольку ликвидируемый должник отсутствует. И существует соответствующая правоприменительная практика (дело N А60-50780/2014), когда после возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора ликвидатор прекращал процедуру ликвидации должника на основании п. 3 ст. 63 ГК РФ, а заявление кредитора рассматривалось в общем порядке, по результатам рассмотрения которого требования кредитора признаны обоснованными, а применительно к должнику введена процедура наблюдения.

Однако при этом суд учел, что правила п. 3 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к выбору процедур в рамках банкротства, а содержат лишь ссылку на законодательство, регулирующее порядок рассмотрения требований кредиторов.

Таким образом, вновь остался открытым вопрос о возможности выбора судом процедуры конкурсного производства по результатам рассмотрения заявления кредитора о банкротстве ликвидируемого должника.

В деле N А41-22739/15 суд с оговоркой вновь пришел к выводу о возможности открытия конкурсного производства применительно к ликвидируемому должнику по результатам рассмотрения заявления кредитора, минуя процедуру наблюдения.

Суд отметил, что нахождение должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии (ликвидатора) не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на общих основаниях, если должник обладает признаками банкротства, предусмотренными ст. 3 Закона о банкротстве, и имеются условия, установленные п. 2 ст. 33 этого же Закона, поскольку положения ст. 224 — 226 указанного Закона, являющиеся специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению кредитора.

В связи с этим, если с заявлением о признании банкротом ликвидируемой организации обращается ликвидационная комиссии, то она обязана доказать, что стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Если же с таким заявлением обращается кредитор, то он доказывать упомянутое обстоятельство не обязан, при этом если уже создана ликвидационная комиссия, то дело о банкротстве такого должника рассматривается по правилам о банкротстве ликвидируемого должника, а если еще не создана — по общим правилам (в том числе с введением наблюдения).

Суд, установив, что единственным участником общества-должника принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора, пришел к выводу о том, что к нему применима упрощенная процедура банкротства.

Суд учел, что особенности банкротства ликвидируемого должника предусмотрены специальными нормами Закона о банкротстве (ст. 224 — 226), которые не устанавливают обязанности должника представлять суду доказательства выполнения требований ст. 62, 63 ГК РФ, поскольку указанными нормами регулируется порядок добровольной ликвидации юридического лица и Закон о банкротстве не предусматривает проверку судом порядка проведения ликвидации для признания ликвидируемого должника банкротом.

Полагаю, что вывод судов о том, что кредитор-заявитель не обязан представлять суду доказательства выполнения требований ст. 62, 63 ГК РФ, сделан без учета интересов других кредиторов должника.

В деле N А41-22739/15 при решении вопроса об открытии конкурсного производства в отношении организации-должника не учитывалось мнение остальных кредиторов ликвидируемого должника, поскольку они попросту не были включены в реестр и не допущены до участия в деле.

На день судебного заседания, по итогам которого судом по упрощенной процедуре открыто конкурсное производство:

  • не истек двухмесячный срок на предъявление требований кредиторов при ликвидации;
  • ликвидатором не выявлены кредиторы юридического лица;
  • ликвидатором не выяснена дебиторская задолженность юридического лица;
  • ликвидатором не уведомлены кредиторы о ликвидации юридического лица;
  • ликвидатором не составлен и не утвержден учредителями (участниками) юридического лица промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, а следовательно, не выявлены имущество и денежные средства должника, достаточные либо недостаточные для удовлетворения требований кредиторов;
  • срок на предъявление требований кредиторов на стадии конкурсного производства сокращен до одного месяца без возможности восстановления;
  • в отношении неустановленных кредиторов применены последствия открытия конкурсного производства, установленные ст. 126 Закона о банкротстве.

Таким образом, вышеизложенная схема, позволяющая ускорить процедуру банкротства ликвидируемого должника без участия ликвидатора, не является совершенной и реализуется только в интересах одного кредитора-заявителя, интересы которого зачастую совпадают с интересами должника.