Собственность в современном облике строительной отрасли, мнение адвоката.

Значение собственника характеризуется усилением значимости отношений собственности и установлением господства этих отношений как совокупности человеческого и материального факторов. Суть человеческого фактора характеризуется понятием “человеческий капитал”. Он представляет собой долговременный экономический ресурс, производственный оборот которого в несколько раз превышает сроки оборота основного капитала. Его экономический износ имеет как бы обратный знак, поскольку производственная ценность работника с течением времени возрастает. Считается, что по своей величине человеческий капитал и вложенные в него национальные богатства возрастают опережающими темпами. В результате вложения в человеческий капитал обеспечивают от тридцати и более процентов прироста национального дохода.

Человеческий капитал является основой предпринимательской деятельности. В этом смысле понятия “собственник” и “предприниматель” тождественны. Именно собственник управляет своей хозяйственной деятельностью: определяет стратегию своего предпринимательского дела, создает предприятия, определяет цели и предмет их деятельности, а при необходимости реорганизует их либо ликвидирует. Кроме того, собственник обеспечивает свой бизнес первоначальным капиталом, привлекает заемные средства. Соответственно, получает прибыль и распоряжается ею либо же несет экономические потери за допущенные ошибки и просчеты. Определение предпринимательской деятельности сформулировано в Гражданском кодексе РФ (пункт 1 статьи 2). Она представляет собой совокупность следующих признаков. Это, во-первых, самостоятельность, то есть непосредственная возможность самому принимать решения, проявлять инициативу и предприимчивость. Во-вторых, целевая направленность на получение прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), ибо ее получение – это смысл предпринимательства. В-третьих, риск, то есть отсутствие полной гарантии получения прибыли и реальная вероятность ее неполучения. В-четвертых, наличие государственной регистрации, то есть внесение в единый реестр необходимых сведений о предпринимателе. В целом эти признаки верно характеризуют природу предпринимательства, однако не отражают всех его многогранных аспектов. В частности, они не учитывают такое понятие, как “систематическое получение дохода от использования имущества”. Это не позволяет относить значительную часть гражданско-правовых сделок, совершаемых в рамках гражданского законодательства, к предпринимательской деятельности.

По содержанию предпринимательская деятельность гораздо шире своего формального определения. Ее характерной чертой является профессионализм, позволяющий квалифицированно выполнять работы (услуги). При чем не важно, идет ли речь об активной деятельности (например, по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг) либо пассивной (например, по размещению денежных средств в кредитных организациях). Другой характерной чертой предпринимательства является его созидательная природа, а по сути, постоянный поиск новых возможностей. С экономической точки зрения предпринимательство представляет собой процесс самообновления и самоорганизации во взаимосвязи с внутренней и внешней средами функционирования. Это единство материального и идеально-творческого начала. При осуществлении целевой деятельности предприниматель генерирует новые идеи, которые, хотя и не патентуются, могут быть поставлены в один ряд с интеллектуальной собственностью.

Проблемным вопросом является разграничение понятий “предпринимательство” и “коммерция”. В широком смысле они схожи, поскольку конечной целью и предпринимательской, и коммерческой деятельности является получение прибыли. Различие же между ними состоит в разных подходах к достижению этой цели, а также в разных функциях, которые каждое из этих понятий выполняет. Коммерция ориентирует на конечный результат экономической деятельности, таковым является получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Нельзя недооценивать данный фактор, поскольку он побуждает заниматься реализацией продукции, приспосабливаться к изменениям спроса, выделяться по основным показателям из общей массы производителей аналогичной продукции. Однако понятие “коммерция” не акцентирует должного внимания на производственной деятельности по созданию продукции, реализация которой приносит прибыль.

В отличие от коммерции, концентрирующей внимание на конечном результате той или иной деятельности, предпринимательство – это ремесло, экономическую суть которого составляет расширенное производство продукции. Предпринимательская деятельность охватывает весь производственный цикл создания продукции, а не только ее реализацию. По сути, такая деятельность является хозяйственной, которая в деловом лексиконе именуется бизнесом, то есть делом, требующим настойчивости, терпения и времени. В настоящее время именно предприниматели играют решающую роль в социально-экономической жизни страны. Их деятельность в среднем прибыльна, поскольку прибыльность – это существенный атрибут экономики, достигшей определенного уровня развития. Однако для успешной предпринимательской деятельности хозяйствующему субъекту недостаточно провозгласить получение прибыли своей целью. Для достижения этой цели ему надо уметь находить решения, адекватные реальной экономической ситуации. Для строительной деятельности это особенно актуально, ибо она не дает немедленной отдачи, что требует от строительных организаций умения работать на перспективу.

Наряду с человеческим фактором важен и материальный, поскольку для осуществления строительной деятельности на высоком техническом уровне строительные организации должны быть оснащены средствами производства: башенными, гусеничными и пневмоколесными кранами, экскаваторами, бульдозерами, трубоукладчиками, подъемными механизмами, средствами малой механизации и т.п. Не менее важно целенаправленно задействовать инновационный потенциал: изобретения, рационализаторские предложения, научные разработки и т.п. Кроме того, надо быть готовым принимать на себя риск реализации проектов, гибко использовать новые технологии. Выбор инновационного пути развития является единственно возможным решением собственника предприятия, если он намерен обеспечить экономическое благополучие своего производства. При этом ключевым критерием ценности интеллектуальных ресурсов является процент продаж, относящийся к выявленному интеллектуальному капиталу, который бизнес использует или будет использовать.

Материальные и интеллектуальные ценности характеризуют производственную мощность хозяйствующего субъекта. Вполне логична необходимость сохранения ее конфиденциальности. Состав информации, не подлежащей разглашению (коммерческой тайны), весьма разнообразен. Ее объем и виды устанавливаются руководителем конкретного хозяйствующего субъекта. Таковыми могут быть сведения о кредитоспособности, об источниках финансирования и формирования доходов, об участии в уставном капитале других организаций; о вложении средств в ценные бумаги и на депозитные счета банков; о научно-технических, финансово-экономических и иных разработках, о структуре договорных связей, о потенциальных партнерах и т.п.

Информированность, то есть достаточный уровень знаний в конкретной сфере экономической деятельности, является залогом ее успешного осуществления. Очень важно определить оптимальное соотношение между открытостью и закрытостью информации. С одной стороны, разглашение коммерческой тайны может повлечь ущерб интересов хозяйствующего субъекта. В то же время информационная прозрачность, в частности раскрытие финансовой информации (о бухгалтерском балансе и отчете к нему, об аудиторском заключении на данную отчетность и т.п.), повышает доверие к такому хозяйствующему субъекту со стороны его партнеров и клиентов, способствует продвижению на рынок его продукции, улучшает его имидж.

Суть следующего обозначенного приоритета характеризуется тем, что собственность является имущественной основой участников строительной деятельности, поскольку используется для формирования их уставных средств. Их анализ позволяет взглянуть на них как на совокупность находящихся у каждого из них материальных ценностей, являющихся объектом управленческого воздействия. Объективно собственником любого овеществленного продукта человеческого труда является тот, кто его создал. Однако законодательство регулирует не экономические, а имущественные отношения, то есть определяет, кому и на каких условиях принадлежит имущество. Все хозяйствующие субъекты имеют имущество, в частности уставные средства. Однако далеко не каждый сам является их собственником.

В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта существуют следующие виды уставных средств: во-первых, уставный фонд (у государственных унитарных предприятий и у муниципальных унитарных предприятий); во-вторых, паевой фонд (у производственных и у потребительских кооперативов); в-третьих, уставный капитал (у хозяйственных обществ); в-четвертых, складочный капитал (у хозяйственных товариществ). “Общим знаменателем”, который объединяет все эти средства, является их целевой характер. То есть уставными они становятся лишь при принятии учредителем решения о создании хозяйствующего субъекта и выполнении всех необходимых действий, включая его государственную регистрацию. В этом случае необходимые денежные средства перечисляются его учредителем на расчетный счет создаваемого хозяйствующего субъекта в размере, оговоренном законодательством.

Различие между уставными средствами имеет несколько уровней. Прежде всего, нужно разграничивать такие базовые категории, как фонд и капитал. Фонд – это совокупность материальных средств, имеющих стоимостную оценку. В отличие от фонда капитал – это не только овеществленный труд, но еще и самовозрастающая стоимость. Будучи стимулятором создания прибавочной стоимости, капитал выступает движущей силой всех отраслей экономики, проникает во все сферы социально-экономических отношений. При этом характер требований к капиталу определяется необходимостью покрыть потенциальные совокупные потери и тем самым избежать краха во всех возможных случаях, кроме наименее вероятных.

Для более конкретного анализа уставных средств целесообразно сгруппировать их следующим образом. Первая группа – фонды (уставный и паевой). Вторая группа – капиталы (уставный и складочный). Характерной чертой первой группы уставных средств является их неделимость. Для унитарных предприятий это требование носит императивный характер: уставный фонд не может быть распределен по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В производственных и потребительских кооперативах вопрос о наличии неделимых фондов оговаривается в уставе. К примеру, уставом производственного кооператива может быть установлено, что часть принадлежащего такому кооперативу общего имущества составляют неделимые фонды, используемые на цели, определенные его уставом. Сказанное полностью приемлемо к потребительским кооперативам. Согласно статье 1 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” неделимый фонд – это часть имущества потребительского общества, которая не подлежит распределению между пайщиками и порядок использования которой определяется уставом.

Различия внутри данной группы уставных средств (фондов) предопределены неодинаковым режимом имущества, находящегося у каждого из них. Например, на имущество государственных и муниципальных предприятий его учредители имеют право собственности, а сами предприятия – вторичные вещные права (хозяйственного ведения либо оперативного управления). На имущество же производственных и потребительских кооперативов их учредители имеют обязательственные права. Кроме того, различия предопределены разными источниками, из которых каждое из вышеназванных уставных средств формируется. Эти средства являются соответственно либо государственной, либо муниципальной, либо частной собственностью. Так, уставный фонд государственных унитарных предприятий – это средства государственного бюджета. Соответственно, собственники имущества государственных предприятий в лице компетентных органов власти определяют виды экономической деятельности этих предприятий. В сфере строительства они выполняют самые различные работы, однако специализируются на выполнении работ по тем объектам, где присутствует государственный интерес.

В свою очередь, уставный фонд муниципальных унитарных предприятий – это бюджетные средства конкретных муниципальных образований, которые выступают учредителями таких предприятий. Муниципальные строительные предприятия работают в интересах своих учредителей, а по сути, в интересах населения муниципальных образований. В частности, такие предприятия осуществляют строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной инфраструктуры (выполняют работы по газификации, теплофикации, водоотведению, озеленению, обустройству территорий и т.п.).

В отличие от уставного фонда паевой фонд (имущественная основа производственных и потребительских кооперативов) – это собранные воедино паи, то есть частная собственность членов данного кооператива и одновременно частная собственность всего кооператива. В строительной отрасли деятельность производственных и потребительских кооперативов весьма востребована. К примеру, статус производственного кооператива имеет проектный институт “Агропромстройпроект”. Он разрабатывает проектную документацию на строительство и реконструкцию различных объектов городской инфраструктуры: стоянок автотранспорта, транспортных развязок, спортивных сооружений, торговых павильонов, парков, скверов и т.п. Не менее востребованы потребительские кооперативы, в которых от его членов не требуется личного трудового вклада в общее дело. Цель их деятельности не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства успешно работают жилищные, жилищно-строительные и специализированные потребительские (накопительные, кредитные и т.п.) кооперативы. В период строительства жилого дома они выполняют функции заказчика, а после его приемки в эксплуатацию управляют его общим имуществом.

Характерной чертой второй группы уставных средств (уставного капитала и складочного капитала) является поделенность на доли (акции, паи и т.д.), которые принадлежат на праве частной собственности конкретным акционерам (пайщикам), причем они могут в любое время забрать свои доли обратно. Специфическим признаком уставного капитала является возможность его акционирования. По своей экономической сути акции – это финансовые эквиваленты долей, составляющих уставный капитал акционерных обществ. Это инструмент привлечения денежных средств, объект вложения финансовых ресурсов. В сфере строительства неплохо зарекомендовали себя открытые акционерные общества. Они отличаются масштабом объединенного капитала, а также способностью выполнять значительные объемы и разнообразные виды общестроительных и специализированных работ (монтажных, пусконаладочных и т.п.).

Уставный капитал – это имущественная основа не только акционерных обществ, но также обществ с ограниченной ответственностью. Данная группа хозяйствующих субъектов довольно многочисленна. В сфере строительства эту организационную форму имеют хозяйствующие субъекты, осуществляющие сопутствующую строительству деятельность. Среди них заводы, изготовляющие строительные и отделочные материалы, предприятия, производящие технологическую комплектацию строящихся объектов, и т.п. Широкое распространение общества с ограниченной ответственностью получили в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Указанный статус имеют многие управляющие организации, осуществляющие эксплуатацию и техническое обслуживание многоквартирных жилых домов, чья деятельность является наиболее распространенным способом управления многоквартирными жилыми домами.

Что касается складочного капитала, то это имущественная основа хозяйственных товариществ. Они не имеют устава, а их участники связаны только учредительным договором, поскольку действуют как бы вскладчину. Складочный капитал – это объединение лиц, которые внесли свои имущественные доли, чтобы действовать совместно. В соответствии с учредительным договором участники товарищества занимаются от его имени предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим каждому из них имуществом. Такая форма сотрудничества означает высокую степень риска утраты всего имущества предпринимателя, в том числе личного, а не только используемого в его хозяйственной деятельности.

Хозяйственные товарищества пока не получили широкого распространения. Тем не менее их потенциальные возможности остаются весьма высокими. Более того, они будут возрастать по мере формирования широкого слоя частных собственников. Указанная форма сотрудничества позволяет соединить не только капиталы, но и совместные усилия партнеров. В сфере строительства необходимость в этом возникает при реализации крупных, масштабных проектов. Их реализация требует совместных усилий нескольких хозяйствующих субъектов, поскольку одному это не под силу. Необходимо привлечение партнеров (полных товарищей), которым предлагается такая форма совместного хозяйствования.

Еще один обозначенный приоритет предопределен тенденциями развития существующих форм собственности (государственной, муниципальной, частной), каждая из которых может быть охарактеризована следующим образом. Для государственной собственности это поддержание ее в объемах, определяемых государством, а также создание ее полного реестра. Для муниципальной собственности – ее максимальное приближение к населению муниципальных образований. Для частной собственности – ее повсеместное проникновение во все сферы экономики, включая строительную отрасль. Все эти обстоятельства выступают звеньями единой цепи масштабных задач, стоящих перед страной. Таковыми являются, во-первых, укрепление российской государственности, во-вторых, совершенствование системы местного самоуправления, в-третьих, становление широкого слоя частных собственников.

К примеру, государственная собственность. Ее неотъемлемой частью является имущество государственных предприятий. Их возможности существенно уменьшены и не занимают доминирующих позиций, как это было при прежнем социально-экономическом строе. Такой спад явился результатом целенаправленной реструктуризации государственного сектора, в ходе которого многие государственные предприятия изменили свою организационно-экономическую форму, а также перепрофилировали свою деятельность.

Целью реструктуризации государственного сектора экономики является сокращение его убыточной части и одновременно определение сфер деятельности, в которых участие государственных предприятий необходимо и целесообразно. Это способствует инвестиционному развитию производства и формированию оптимального собственника. Сохранение в собственности государства части предприятий имеет место практически во всех промышленно развитых государствах со смешанной экономикой. В российской экономике их количество находится в пределах полутора тысяч. Государственный сектор постиндустриальной экономики – это не осколок чего-либо бывшего. Это качественно новое образование, способное быть партнером частного бизнеса и опорой государственного руководства экономикой.

Сказанное имеет прямое отношение к сфере строительства. Несмотря на значительное сокращение удельного веса, как по количественному составу, так и по объему выполняемых работ, государственные предприятия успешно функционируют на строительном рынке. Своей деятельностью они реализуют федеральные и региональные целевые программы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, финансируемых за счет федерального либо регионального бюджета. К примеру, они производят реконструкцию и техническое переоснащение объектов, на которых расположены месторождения полезных ископаемых. Кроме того, они ведут строительство дорог федерального значения, либо их реконструкцию, либо же ремонт. Одновременно с основными работами они обустраивают сопутствующую инфраструктуру: мосты, путепроводы, тоннели, барьерные ограждения и т.п. Для финансирования указанных работ государством выделяются значительные средства, которые успешно осваиваются подрядными строительными организациями. Однако в целом дорожное строительство остается недофинансируемым. В этой связи является резонным предложение создавать и развивать систему внебюджетного финансирования дорожных работ, а также привлекать внебюджетные источники для финансирования этих видов работ.

Принципиальное значение имеет создание полного реестра государственной (и прежде всего федеральной) собственности. В процессе разгосударствления многие объекты оказались ничейными, фактически брошенными. Их строительство было законсервировано на неопределенный срок по причине отсутствия у заказчиков финансовых средств в объемах, достаточных для завершения такого строительства. В то же время имели место споры и конфликты в отношении выгодных и рентабельных объектов, эксплуатация которых стабильно приносит прибыль. Речь идет о базовых комплексах, без которых технологически невозможно осуществление строительной деятельности (транспортные терминалы, кислородные станции, бетонорастворные узлы, базы строительной индустрии и т.п.). Процесс перераспределения государственной собственности в основном завершен. Актуальной задачей является снижение риска неэффективного использования оставшейся государственной собственности, а также выполнение хозяйствующими субъектами (которым эта государственная собственность вверена) инвестиционных и социальных обязательств. Не менее значимой задачей является инвентаризация государственной, и прежде всего федеральной, собственности. Проводимые в этих целях мероприятия осуществляются по широкому спектру. Важнейшими являются проверка законности действий конкретных лиц по передаче государственного имущества в частную собственность, выявление допущенных правонарушений, их устранение и т.п. Эти и подобные действия являются составной частью предпринимаемых государством усилий по пресечению олигархических тенденций развития отечественной экономики.

Следующая форма собственности – муниципальная. Усиление регулирующего воздействия отношений муниципальной собственности означает ее максимальное приближение к населению муниципальных образований. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” таковыми являются: а) муниципальные поселения (городские и сельские); б) муниципальные районы; в) городские округа; г) внутригородские территории городов федерального значения. Все они являются административно-территориальными единицами, входящими в состав конкретных субъектов Федерации, а также государства в целом. В то же время муниципальные образования не являются их аналогом и не находятся в их непосредственном подчинении. Все они появились вместо функционировавших в течение длительного времени структур, именуемых районами, которые перестали существовать и претерпели дробление. По сравнению с упраздненными районами количество вновь созданных муниципальных образований увеличилось в несколько раз. То есть произошел их перевод с районного уровня на поселенческий. Налицо изменения не только количественные, но и качественные.

Применительно к сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства это способствует увеличению объема и ассортимента муниципальных заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов. Тем самым расширяются масштабы деятельности муниципальных строительных предприятий, увеличивается их производственная загрузка. Более того, это активизирует деятельность не только муниципальных строительных предприятий, но и иных хозяйствующих субъектов, участвующих в общестроительной и сопутствующей строительству деятельности, осуществляемой как непосредственно в муниципальных образованиях, так и в рамках межмуниципального сотрудничества.

Важное место в рыночной экономике занимает частная собственность. Она повсеместно проникла в строительную отрасль. Однако производственные возможности ее обладателей существенно различаются между собой. К примеру, деятельность индивидуальных предпринимателей востребована на строительном рынке, однако не они определяют лицо современной строительной отрасли. Наибольшее распространение в этой сфере экономики получила деятельность открытых акционерных обществ. Таковыми являются большинство крупных общестроительных и специализированных строительных организаций.

Увеличение удельного веса частной собственности путем уменьшения объема государственного сектора является принципиальным условием формирования в стране рыночных отношений. Это не единовременный акт, а составная часть многофакторного процесса, сутью которого является изменение эволюционным путем принципов жизни во всех сферах, и прежде всего в отношениях собственности. В строительной отрасли он характерен своей масштабностью. Если непосредственно в сфере строительства процесс разгосударствления имущества строительного комплекса в основном завершен, то в сфере жилищно-коммунального хозяйства он, по сути, только разворачивается. Чтобы избежать возможных злоупотреблений и связанных с ними деструктивных последствий, правопреемство в этой сфере должно быть законным не только по форме, но и по содержанию. Искажение соответствия между формой и содержанием дискредитирует позитивную сущность эволюционных перемен, опошляет их цели.

Возьмем, к примеру, сферу жилищно-коммунального хозяйства, в частности недвижимость (жилые помещения). Жилищный кодекс РФ четко обозначил права и обязанности собственников жилья, дал им значительные полномочия. Собственники вправе требовать от иных лиц (включая бывших членов семьи) освободить жилое помещение. Однако в ряде случаев такие лица выселяются “в никуда” со всеми негативными последствиями. Формально все выглядит правильно, поскольку собственник обладает необходимыми правоустанавливающими документами, а жилье – это обычный товар, находящийся в свободной продаже. Между тем многие нынешние собственники, по сути, таковыми не являются. Преобладающая часть нынешнего жилого фонда построена при прежнем социально-экономическом строе силами государственных строительных организаций и за счет государственных капитальных вложений. В те годы жилые помещения передавались только в пользование, причем бесплатно. Тогда это было совершенно закономерно.

В настоящее время законодательство в этой сфере изменилось с точностью до наоборот. Однако сути дела это не меняет, поскольку многие нынешние собственники жилья никакого участия ни в его строительстве, ни в финансировании строительства не принимали. Они стали таковыми, поскольку быстрее других приватизировали жилье. Образно говоря, они раньше остальных оказались в нужное время в нужном месте. Само по себе это вполне правомерно. Однако реализация новыми собственниками вышеназванных норм в ряде случаев ущемляет жилищные права других граждан, которые, не нарушив ни одной буквы закона, вдруг на законных основаниях лишаются жилья. Налицо тупиковая ситуация, поскольку другого жилья они не имеют, а заново приобрести его им не под силу. Дело в том, что уровень заработной платы не только бюджетников, но и работников частной сферы вовсе не зависит от объема и качества их труда, от доходов предприятий, а привязан к черте бедности, а то и вовсе, как у пенсионеров, к прожиточному минимуму. Объективно это означает, что данная норма права не учитывает общественные условия, не отражает общественные потребности. Более того, она противоречит логике развития рыночных отношений, ибо формирование широкого слоя частных собственников должно идти не путем экспроприации имущества у одних социальных групп другими, а путем эволюции. То есть в любом случае, независимо от каких-либо кардинальных изменений законодательства в этой сфере, должен сохраняться позитивный потенциал общепринятых прав человека, к числу которых относится право на жилье. Для этого необходимы жесткие институциональные ограничения.

Из этого следует, что при решении подобных спорных вопросов правоохранительным органам (судам и т.п.) нужно не только проверять у новых собственников законность правоустанавливающих документов на имущество (собственность), в частности на жилые помещения, но также оценивать фактическое содержание этих отношений с учетом всех объективных и субъективных факторов. Даже в случае выселения “в никуда” целесообразно в обязательном порядке предоставлять отсрочку исполнения таких решений на срок, достаточный для приобретения нового жилья взамен утраченного.