Уголовная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг

Норма об ответственности за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг является новеллой российского уголовного законодательства.

В сущности, вред от манипуляции ценами на рынке ценных бумаг, по-мнению уголовного адвоката, сводится к следующим основным аспектам:

  • участникам рынка представляется ложная информация, в результате чего может создаться неверное представление о состоянии рынка;
  • участникам, а также государству может быть причинен имущественный вред;
  • может быть причинен ущерб имиджу рынка ценных бумаг.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие порядок ценообразования на рынке ценных бумаг. Дополнительный непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие имущественные интересы граждан, государства или организаций.

Объективная сторона преступления заключается в манипулировании ценами на рынке ценных бумаг, если такое деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Под манипулированием ценами на рынке ценных бумаг, согласно примечанию к ст. 185.3 УК РФ, понимаются действия, определенные законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Возникает вопрос о правильности редакций указанной статьи и примечания к ней. С одной стороны, логика законодателя понятна: законодательство о рынке ценных бумаг, как и любое законодательство в России, является динамичным, вследствие этого, дабы избежать зависимости от него УК РФ, законодатель предусмотрел подобную редакцию ст. 185.3. С другой стороны, непонятен смысл примечания в целом, которое, по сути, ничего для раскрытия признаков объективной стороны манипулирования ценами на рынке ценных бумаг не дает. Таким образом, вопрос о необходимости указанного примечания является весьма спорным: необходимо либо дать более точное определение понятию «манипулирование ценами на рынке ценных бумаг» (что, как представляется, было бы неверным исходя из той самой динамичности законодательства о рынке ценных бумаг, ведь при изменении редакции отмеченной нами дефиниции потребуется внесение изменений в УК РФ), либо вовсе исключить примечание к данной статье, дабы не перегружать уголовный закон.

Участники рынка ценных бумаг, в том числе профессиональные, а также владельцы ценных бумаг не вправе в отношении ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовых биржах и (или) иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, манипулировать ценами на рынке и понуждать к покупке или продаже означенных бумаг путем представления умышленно искаженной информации о них, об эмитентах эмиссионных ценных бумаг, о ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

К манипулированию ценами на рынке ценных бумаг согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон) относятся следующие действия, которые совершаются одним или несколькими лицами и в результате которых повышается, понижается и (или) поддерживается цена ценной бумаги, либо повышается, понижается и (или) поддерживается спрос и (или) предложение на ценную бумагу, либо повышается, понижается и (или) поддерживается объем торгов ценной бумагой:

  • распространение через средства массовой информации (в том числе электронные) и информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть Интернет) или любым иным способом ложных либо вводящих в заблуждение сведений, оказывающих влияние или способных оказать влияние на спрос и (или) предложение на ценную бумагу, ее цену или объем торгов ценной бумагой;
  • совершение на организованных торгах сделок с ценными бумагами по цене, имеющей существенное отклонение от цены соответствующей ценной бумаги, сложившейся на организованных торгах в тот же день (далее — текущая цена), при условии, что сделки были совершены от имени и (или) за счет лиц, между которыми (или между сотрудниками (работниками) которых) существовало предварительное соглашение о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущей цены. При этом критерии существенности отклонения цен от текущей цены устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в зависимости от вида, ликвидности рыночной стоимости ценной бумаги. Указанные требования применяются к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых таковые были поданы, не раскрывается другим участникам торгов;
  • одновременное либо последовательное в течение торгового дня выставление заявок, направленных на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, в результате чего в торговой системе появляется две или более заявки противоположной направленности, которые подаются за счет одного и того же лица и в которых цена покупки ценной бумаги выше цены (либо равна цене) продажи такой же ценной бумаги в случае, если на основании указанных заявок совершены сделки. Данные требования применяются к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых таковые были поданы, не раскрывается другим участникам торгов;
  • неоднократное в течение торгового дня совершение двумя или более участниками торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента двух или более сделок с ценными бумагами (сделок, в которых каждый из участников торгов выступает и в качестве покупателя, и в качестве продавца одной и той же ценной бумаги по одинаковой цене и в одинаковом количестве), которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели хотя бы для одного из участников торгов (либо их клиентов), а также выдача клиентом одному или нескольким участникам рынка поручений (распоряжений) на совершение в его интересах двух или более сделок с одной и той же ценной бумагой, в которых покупатель и продавец действуют в интересах клиента при совершении сделок;
  • неоднократное в течение торгового дня выставление участником торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента заявок, направленных на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, имеющих наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи, в результате чего совершаются или могут совершаться сделки, приводящие к существенному увеличению или снижению цены ценной бумаги, если соответствующие заявки на покупку или продажу от иных участников торгов, не участвующих в совершении сделок с указанным участником торгов, не оказывают существенного влияния на цену ценной бумаги;
  • неоднократное неисполнение участником торгов обязательств по сделкам с ценной бумагой, заключенным в течение торгового дня в собственных интересах либо за счет клиентов, если заключение указанных сделок привело к существенному увеличению или снижению цены ценной бумаги, при условии, что сделки, заключенные без участия указанного участника торгов, не оказывают существенного влияния на цену ценной бумаги;
  • совершение в течение торгового дня в интересах одного и того же участника торгов или за счет одного и того же клиента сделки (сделок) с ценными бумагами, которая (которые) не имеет (не имеют) очевидного экономического смысла или очевидной законной цели и в результате исполнения обязательств по которой (которым) не меняется владелец ценных бумаг;
  • выставление участником (участниками) торгов заявок на совершение сделок по покупке или продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет, от имени клиента и за счет клиента или в качестве управляющего за счет средств учредителя управления, которые направлены на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, в результате чего заключаются сделки, направленные на поддержание цены на ценные бумаги на уровне, не соответствующем текущей цене, которая сформировалась бы без учета соответствующих заявок, за исключением сделок, совершаемых участниками торгов во исполнение договоров с организаторами торговли и (или) эмитентом (управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда), и при условии раскрытия информации о наименовании участника торгов, совершающего такие сделки, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • совершение участником торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента сделок или выставление заявок на совершение сделок по покупке или продаже ценных бумаг в течение периода, определенного нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, которые оказывают существенное влияние на цены, которые рассчитываются и раскрываются (предоставляются) инвесторам и участникам торгов в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при том что совершение сделок и (или) выставление заявок иными участниками торгов, с которыми отсутствуют предварительные соглашения (договоренности) о совершении таких действий, осуществляются по ценам, соответствующим общему уровню цен, сложившемуся до момента расчета соответствующих цен, в результате чего инвесторы, действующие исходя из таких цен, вводятся в заблуждение.

Не являются манипулированием ценами на рынке ценных бумаг действия, предусмотренные Законом, осуществляемые в интересах эмитента и направленные на поддержание цен:

  • на эмиссионные ценные бумаги в связи с публичным предложением ценных бумаг, если существует риск снижения цены на такие ценные бумаги;
  • на ценные бумаги, если осуществляется выкуп, приобретение акций в случаях, установленных федеральными законами.

Порядок и условия осуществления поддержания цен на ценные бумаги устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Не являются манипулированием ценами на рынке ценных бумаг операции с ценными бумагами, определенные Законом, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными лицами в рамках возложенных на них функций по реализации денежно-кредитной политики, а также в целях управления государственным и муниципальным долгом.

Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг действий, признаваемых манипуляцией ценами на рынке ценных бумаг, является основанием для приостановления действия (аннулирования) выданной ему лицензии, а также для применения иных санкций, предусмотренных российским законодательством.

В случае обнаружения фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, определенных законодательством, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверку указанных фактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. По результатам проведенной проверки и с учетом объяснений указанных лиц федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и привлечении лица к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и (или) о приостановлении действия (об аннулировании) лицензии, выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, совершившему манипулирование ценами, или о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.

Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приостановлении действия (об аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии вступает в силу по истечении 15 дней с даты его получения обладателем лицензии, а в случае оспаривания указанного решения в суде — с даты вступления в законную силу решения суда. Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг считается полученным профессиональным участником рынка ценных бумаг с даты вручения копии решения его представителю под расписку или по истечении шести дней с даты направления копии решения профессиональному участнику рынка ценных бумаг по почте заказным письмом (ст. 51 Закона).

Согласно Положению о порядке проверки действий, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, утвержденному Постановлением ФКЦБ России от 7 февраля 2003 г. , основаниями для назначения Федеральной комиссией проверки факта возможного манипулирования ценами могут являться:

  • отчеты фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг о результатах проверок, выявленных в ходе мониторинга нестандартных сделок;
  • поступившая от профессиональных участников и иных лицензируемых ФКЦБ России лиц информация о фактах несоблюдения требований, направленных на предотвращение манипулирования ценами, установленных инструкциями о внутреннем контроле этих поднадзорных организаций;
  • представленные эмитентами, поднадзорными организациями, саморегулируемыми организациями профессиональных участников и другими лицами отчетные и иные документы и сведения;
  • жалобы, заявления и обращения физических и юридических лиц;
  • обращения государственных и муниципальных органов, а также Банка России;
  • информация из иных источников, содержащая сведения о фактах возможного манипулирования ценами.

Кроме указанных оснований, проверка факта возможного манипулирования ценами может быть назначена при осуществлении ФКЦБ России мероприятий по контролю за соблюдением эмитентами, поднадзорными организациями, саморегулируемыми организациями профессиональных участников законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России.

Для проверки фактов возможного манипулирования ценами организаторы торговли обязаны представлять в ФКЦБ России в непрерывном режиме следующие сведения о ходе торгов с ценными бумагами.

Относительно выставляемых участниками торгов заявок:

  • идентификационный номер заявки;
  • условия заявки, включая количество ценных бумаг в заявке, цену (стоимость) одной ценной бумаги, вид ценной бумаги, присвоенный выпуску ценных бумаг номер (код);
  • тип заявки (покупка/продажа);
  • время регистрации заявки в торговой системе;
  • ИНН участника торгов, подавшего заявку;
  • информацию о клиенте, в интересах которого подана заявка;
  • информацию об изменении или отзыве заявки.

Относительно совершенных участниками торгов сделок с ценными бумагами:

  • идентификационный номер сделки;
  • цену (стоимость) одной ценной бумаги;
  • количество ценных бумаг;
  • присвоенный выпуску ценных бумаг номер (код);
  • время регистрации сделки в торговой системе;
  • ИНН участников торгов, являющихся сторонами по сделке;
  • информацию о клиентах, в интересах которых совершена сделка;
  • идентификационные номера заявок, на основании которых совершена сделка;
  • информацию об изменении или аннулировании сделки.

Относительно рассчитываемых организатором торговли индексов, средневзвешенных цен торгуемых ценных бумаг и иных установленных законодательством о ценных бумагах и ФКЦБ России обязательных показателей:

  • время расчета;
  • числовое значение (рассчитанная величина).

Организаторы торговли обязаны обеспечить конфиденциальность сведений о ходе торгов с ценными бумагами, передаваемых в ФКЦБ России. С момента получения от организаторов торговли этих сведений ФКЦБ России обеспечивает их конфиденциальность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проверке фактов возможного манипулирования ценами ФКЦБ России проверяет:

  • сделки (заявки) с ценными бумагами, заключение (выставление) которых и (или) их существенные условия дают основание предполагать наличие в действиях совершивших их лиц (участников торгов или их клиентов) признаков манипулирования ценами, установленных российским законодательством о ценных бумагах;
  • выставленные поручения на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;
  • распространенную информацию, включая рекламные материалы, аналитические обзоры и оценки, информационные бюллетени, публичные выступления и заявления;
  • внутренние документы, документы внутреннего учета, документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в том числе касающиеся состояния счетов и расчетов по ценным бумагам и денежным средствам, — у лиц, совершивших подозрительные сделки, либо выставивших подозрительные заявки или поручения, либо распространивших ложную или недостоверную информацию;
  • иные необходимые для принятия решения по проверке документы и сведения.

В ходе осуществления проверки фактов возможного манипулирования ценами ФКЦБ России вправе путем направления обязательного для исполнения предписания требовать представления необходимой информации и документов:

1) у лиц, совершивших подозрительную сделку, либо выставивших подозрительную заявку или поручение, либо распространивших ложную или недостоверную информацию:

  • внутренних документов;
  • документов внутреннего учета;
  • документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в том числе касающихся состояния счетов и расчетов по ценным бумагам и денежным средствам;
  • списков аффилированных лиц;
  • письменных объяснений руководителя и сотрудников, ответственных за осуществление и контроль деятельности;
  • иных документов и информации, необходимых для проверки;

2) у организаторов торговли — информации и документов, касающихся:

  • подозрительных сделок (заявок);
  • распространенной информации;
  • заключенных сделок и выставленных заявок как лиц, совершивших подозрительную сделку, или выставивших подозрительную заявку, или распространивших ложную или недостоверную информацию, так и аффилированных с ними лиц;
  • письменных объяснений руководителя и сотрудников, ответственных за осуществление и контроль деятельности;
  • иных документов и информации, необходимых для проверки;

3) у расчетных (клиринговых) организаций — информации и документов, касающихся состояния счетов и расчетов по ценным бумагам и денежным средствам, иных документов и информации, необходимых для проверки;

4) у поднадзорных организаций — информации и документов, касающихся:

  • финансово-хозяйственной деятельности;
  • клиентов и контрагентов;
  • аффилированных лиц;
  • распространенной информации, включая рекламные материалы, аналитические обзоры и оценки, информационные бюллетени;
  • письменных объяснений руководителя и сотрудников, ответственных за осуществление и контроль деятельности, иных документов и информации, необходимых для проверки;

5) у эмитентов ценных бумаг — информации и документов, касающихся:

  • произошедших и ожидаемых событий (фактов) в их деятельности, совершение которых могло или может привести к повышению и (или) понижению цен на выпущенные этим эмитентом ценные бумаги или торговой активности с этими ценными бумагами;
  • распространенной информации, включая публикации в средствах массовой информации;
  • сведений об аффилированных лицах и лицах, обладающих правом доступа к использованной при факте возможного манипулирования ценами служебной информации, а также иных документов и информации, необходимых для проверки.

Если по результатам проверки ФКЦБ России будет установлено, что лицо, в действиях которого предполагалось наличие признаков манипулирования ценами, имело возможность и пыталось влиять на цену ценной бумаги или торговую активность участников торгов (их клиентов), а также в ходе торгов была создана видимость повышения (понижения) цены или торговой активности участников торгов либо их клиентов относительно существующего уровня цен или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, она выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

Состав преступления является формально-материальным и в качестве обязательного условия требует либо наступления преступных последствий в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству (согласно примечанию к ст. 185.3 УК РФ им будет признаваться ущерб на сумму, превышающую 1 млн руб.), либо извлечения дохода в крупном размере.

Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом в случае причинения крупного ущерба (материальный состав), т.е. лицо осознает незаконность своих действий, связанных с манипуляцией ценами на рынке ценных бумаг, возможность или неизбежность наступления указанных в уголовном законе преступных последствий и либо желает их наступления, либо относится безразлично, и прямым умыслом в случае извлечения дохода в крупном размере (формальный состав), т.е. лицо осознает незаконность своих действий, связанных с манипуляцией ценами на рынке ценных бумаг и желает их совершить.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Интересным также представляется вопрос о субъекте данного преступления. Фактически субъект манипуляции ценами на рынке ценных бумаг обозначен в ранее отмеченной нами ст. 51 Закона, в которой указывается, что участники рынка ценных бумаг, в том числе профессиональные, а также владельцы ценных бумаг не вправе в отношении ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовых биржах и (или) иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, манипулировать ценами на рынке. Таким образом, субъектами преступления являются:

При этом профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть привлечены ко многим видам юридической ответственности. В частности, административной ответственности — согласно законодательству о рынке ценных бумаг у них может быть отозвана лицензия. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются лица, осуществляющие брокерскую, дилерскую деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринговую деятельность), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Владельцем ценных бумаг является лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве (ст. 2 Закона).

Иными участниками рынка ценных бумаг являются, в частности, эмитенты и финансовые консультанты на рынке ценных бумаг.

В ч. 2 ст. 185.3 УК РФ установлена ответственность за то же деяние, совершенное с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет).

Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» ).

Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ).

Отнесение совершения деяния с использованием СМИ и информационно-телекоммуникационной сети к квалифицированным видам данного преступления, как представляется, вполне справедливо и обусловлено тем, что использование СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей способно ввести в заблуждение относительно цен на рынке ценных бумаг большое число участников рынка ценных бумаг, следовательно, нанести больший ущерб.

Г.А.Русанов

 

2 ответы

Комментарии закрыты.