Вносятся изменения, определяющие особенности организации и проведения проверок

В Государственную думу Правительством РФ внесен законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее -законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 2009 г. В целях реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон).

Законопроектом предлагается внести в положения 62 законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) в области транспорта, связи, строительства, энергетики, сельского хозяйства, естественньк монополий, оборота отдельных видов продукции, рекламы, азартных игр, миграции, здравоохранения, защиты прав потребителей, защиты государственной тайны, информации и персональных данных, охраны окружающей среды, промышленной, ядерной, радиационной, пожарной, транспортной безопасности и в других сферах экономической деятельности, изменения, направленные на приведение указанных законов в соответствие с Федеральным законом.

На основании части 4 статьи 1 Федерального закона в 23 закона вносятся изменения, определяющие особенности организации и проведения проверок в отдельных видах государственного контроля (надзора), в части установления предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, порядка подачи уведомлений о проведении внеплановых проверок.

Так, изменения, устанавливающие особенности организации государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами), устанавливаемых и применяемых субъектами естественных монополий, вносятся в федеральные законы “О естественных монополиях”, “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”, “Об электроэнергетике”, “О газоснабжении в Российской Федерации”.

Дополнения,         определяющие         специфику         осуществления государственного контроля (надзора) на транспорте, вносятся в федеральные законы “О транспортной безопасности”, “О железнодорожном транспорте”, “О безопасности дорожного движения”, в Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

В федеральные законы “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” и “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” вносятся изменения, устанавливающие особенности проведения государственного надзора в сфере миграции.

Положения, касающиеся особенностей государственного контроля (надзора) в сфере ядерной, радиационной, промышленной безопасности, вносятся в федеральные законы “О радиационной безопасности населения”, “Об использовании атомной энергии”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и “О безопасности гидротехнических сооружений”.

Подобные изменения вносятся также в федеральные законы “О рекламе”, “О связи”, “О государственной тайне”, “О персональных данных”, “Об экспортном контроле”, а также в Трудовой кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Вносимыми в перечисленные законы изменениями предусматривается:

  • уточнение системы организации государственного контроля (надзора) и уполномоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти;
  • определение предмета и оснований для проведения плановых и внеплановых проверок;
  • установление более частой, чем один раз в три года, периодичности плановых проверок (например, ежегодно за устанавливаемыми и применяемыми субъектами естественных монополий регулируемыми ценами (тарифами), за соблюдением требований ядерной, радиационной, промышленной безопасности);
  • увеличение предельной продолжительности проведения проверок (например, до тридцати рабочих дней при проведении проверок в области обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности);
  • проведение внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки, в случаях когда для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий (например, при осуществлении государственного миграционного надзора, контроля в сфере рекламы, промышленной и транспортной безопасности).

Необходимо отметить, что особенности организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренные частью 4 статьи 1 Федерального закона, при осуществлении лицензионного контроля, контроля за оборотом служебного и гражданского оружия, контроля за деятельностью саморегулируемых организаций предполагается урегулировать в соответствующих специальных законах, проекты которых находятся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе.

Законопроектом в 39 законодательных акта Российской Федерации вносятся также изменения, направленные на приведение положений законов, касаюпщхся вопросов государственного контроля (надзора), в соответствие с нормами Федерального закона.

В федеральные законы “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, “Об отходах производства и потребления”; “О пожарной безопасности”, “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения”, “Об охране окружающей среды”, “Об охране атмосферного воздуха”, “О землеустройстве”, “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, “О лотереях”, “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты законодательства Российской Федерации”, “О кредитной кооперации”, “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и другие законы вносятся изменения, касающиеся приведения положений указанных законов в соответствие нормами Федерального закона.

В соответствии с решениями, принятыми Правительством Российской Федерации в отношении оптимизации контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляемых в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 768-р), законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, федеральные законы “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболеваний, вызываемых вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”, “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”, а также в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” и федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”.

На упорядочение надзорных полномочий органов государственной власти в сфере сельского хозяйства направлены изменения, которые в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 299-р вносятся в законы “О зерне” и “О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки”, “О племенном животноводстве”, “О ветеринарии” и “О фитосанитарном контроле”.

Изменениями, которые вносятся в перечисленные законы, уточняются виды и уровни государственного надзора, его содержание и порядок осуществления, устраняются избыточные формы мероприятий по контролю и полномочия органов государственного надзора, а также предусматривается организация и поведение проверок при осуществление государственного надзора в сферах здравоохранения и сельского хозяйства в соответствии с положениями Федерального закона.

Законопроектом также предлагается внести в федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” изменения, согласно которым определяется порядок осуществления органами местного самоуправления муниципального контроля, определяются обязательные требования к порядку проведения проверок, устанавливаемых муниципальными правовыми актами.

Одновременно предлагается внести изменения в Федеральный закон, согласно которым уточняется порядок передачи полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, вводится порядок осуществления режима постоянного государственного  контроля (надзора) на объектах повышенной ядерной, радиационной и промышленной безопасности и на отдельных гидротехнических сооружениях.

Проект федерального закона направлен на реализацию положений Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года в части нормативно-правового обеспечения мер, по дальнейшему сокращению административных ограничений в предпринимательстве, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и проведением проверок хозяйствующих субъектов, и формированию благоприятного предпринимательского климата.

Вносимые изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации направлены на формирование целостной системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, обеспечение ее эффективности, прозрачности для хозяйствующих субъектов, а также реализацию мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в различных сферах экономики.

Проектом не предполагается наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в области регионального государственного надзора и муниципального контроля и изменение их функций, установленных законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.