Вопрос к адвокатам: можно ли вернуть госпошлину если отказали в выдачи лицензии?

Вопрос: Вправе ли организация, обратившаяся в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции и получившая отказ в удовлетворении такого заявления, рассчитывать на возможность возврата уплаченной госпошлины за выдачу указанной лицензии?

Ответ адвокатов Москвы: В случае если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции и лицензирующим органом было принято решение об отказе в предоставлении лицензии, то уплаченная сумма государственной пошлины возврату не подлежит.

Обоснование: Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, юридическое лицо должно представить в лицензирующий орган документы, предусмотренные ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон N 171-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

На основании п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений на совершение таких действий.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличиии соответствующих лицензий.

В силу положений пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 500 000 руб.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются ст. 333.40 НК РФ, при этом указывается исчерпывающий перечень случаев, когда уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Так, в силу п. 1 данной нормы уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: 1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой; 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами; 3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции; 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие; 5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца; 6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной п. 1 ст. 330.30 НК РФ).

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия. К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату только в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Перечень указанных в ст. 333.40 НК РФ оснований, в силу которых может быть произведен возврат или зачет государственной пошлины, является исчерпывающим.

Отказ в выдаче лицензии в качестве основания для возврата уплаченной государственной пошлины Законом N 171-ФЗ и ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен.

На основании изложенного отказ в выдаче лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции не является основанием для возврата уплаченной государственной пошлины за выдачу такой лицензии (Постановления ФАС Московского округа от 12.08.2011 N КА-А40/8331-11, от 19.09.2011 по делу N А40-152447/10-106-1051, ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2012 по делу N А63-4954/2011 (Определением ВАС РФ от 29.03.2012 N ВАС-3542/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 N 17АП-495/2012-АК по делу N А50-22930/2011, Письма Минфина России от 28.07.2010 N 03-05-04-03/85, от 09.06.2010 N 03-05-04-03/62).

М.Ю.Мopдacoв